18-20 сентября 2025 Ответы и задания для олимпиады по обществознанию 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс школьный этап

олимпиада по обществознанию Олимпиада

Ответы и авторские решения на все задания для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса олимпиада по обществознанию 18, 19, 20 сентября 2025 школьный этап ВСОШ официальной всероссийской олимпиады школьников Москвы Московская электронная школа МЭШ school.mos.ru

Олимпиада по обществознанию 5-6 класс ответы и задания

1. Верны ли следующие утверждения?
Труд, не требующий специальной подготовки и знаний, не считается полноценным трудом.
Семья, состоящая из супругов и одного ребёнка, не считается полной, так как данное количество детей не обеспечивает воспроизводство населения.
В Российской Федерации на сегодняшний день проживает более 150 наций.
Нефть, равно как и лес, экономисты включают в фактор производства «земля».
Всем живым существам на нашей планете свойственно сознание.

Ответ: нет, нет, да, да, нет

2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы. К группе 1 относится изображение А.

Ответ: группа 1: А, Б, Д, З, группа 2: В, Г, Е, Ж 

3. Решите логическую задачу. Пять инопланетных кораблей — Альфа, Бета, Гамма, Дельта и Омега — приземлились на планету D-24 и встали в ровную линию на равнине. Корабль «Дельта» приземлился правее «Беты», но левее «Омеги». У «Альфы» только один сосед. «Бета» стоит в центре. Между «Гаммой» и «Омегой» стоят ровно два других корабля. «Гамма» приземлилась левее «Дельты».
Выберите все верные утверждения.
«Дельта» стоит левее всех.
Рядом с «Бетой» приземлилась «Гамма» или «Альфа».
И «Гамма», и «Омега» стоят левее «Дельты».
«Омега» приземлилась между «Бетой» и «Гаммой».
«Альфа» и «Гамма» стоят рядом.
Между «Гаммой» и «Дельтой» стоит ровно один корабль.
«Дельта» находится правее «Альфы».
«Бета» и «Гамма» не стоят по соседству друг с другом.
Между «Гаммой» и «Альфой» стоят ровно два других корабля.
Рядом с «Альфой» стоит «Омега».

Ответ: рядом с бетой приземлилась гамма или альфа, между гаммой и дельтой стоит ровно один корабль, альфа и гамма стоят рядом, дельта находится правее альфы

4. Ознакомьтесь с инфографикой и выберите утверждения, которые можно сделать на основании представленной информации. *Результаты опроса по ряду позиций сравниваются с результатами аналогичного опроса 2022 года. Доля респондентов, в отношении которых их родителями использовались лёгкие телесные наказания в виде шлепков и подзатыльников, за прошедшие 3 года возросла на 9 п. п.

Наставления и нравоучения примерно с одинаковой частотой использовались в воспитании детей как раньше, так и в наше время. Россияне в последние годы стали отказываться от воспитания своих детей.
Общей воспитательной тенденцией является переход к ненасильственным методам наказания детей.
Респонденты, у которых есть дети, стали чаще лишать своих детей просмотра телевизора, пользования гаджетами и прогулок во дворе в качестве меры воспитательного воздействия.
Доля респондентов, в отношении которых их родителями использовалось наказание ремнём, с 2022 года возросла.
Данные по методам воспитания современных родителей были получены путём опроса только тех респондентов, у которых есть дети.
Такой вид воспитания, как лишение карманных денег, чаще используется в наше время, чем применялся в прошлом.
Респонденты, ответившие, что не используют в воспитании никаких методов из перечисленных в вариантах ответа, вообще не наказывают детей.

Ответ: 1, 2, 3

5. Решите экономическую задачу. Антон устроился на работу в крупную фирму и получает заработную плату в размере 300 тысяч рублей в месяц. Его расходы каждый месяц стабильны и составляют 130 тысяч рублей. Накоплений к текущему моменту Антон не имеет. Как ответственный человек, он решил, что стоит заранее спланировать отпуск. Предварительные расчеты показали, что отпуск мечты обойдется Антону в 1 млн. рублей, поэтому все средства, остающиеся от заработной платы, он теперь откладывает. Родители, узнав об этом, пообещали помочь сыну с реализацией его плана и ежемесячно давать ему 100 тысяч рублей. Сколько месяцев потребуется герою, чтобы накопить на отпуск мечты?

Ответ: 4

6. Прочитайте текст и выполните задания.

(А) Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения.

(Б) Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.

(В) Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

(Г) Всюду, где человек связан с другими людьми определёнными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно ещё и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершить моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.

(Д) В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т. е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение. В тексте приводится термин, обозначающий нравственный принцип, согласно которому за каждое деяние должно назначаться соответствующее наказание или награда. Укажите буквенное обозначение абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается данный термин.

→ Посмотреть ответ

7. Укажите буквенное обозначение абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается термин, обозначающий внутреннее осознание человеком своих обязанностей.

→ Посмотреть ответ

8. Выберите суждения о нормах нравственности, соответствующие содержанию текста.
Нормы нравственности менее важны для развития общества, чем правовые нормы.
Нормы нравственности формируются стихийно и выступают как неписаные законы общества.
Нормы нравственности содержат меру требований общества к людям, но они не призваны воздавать людям по заслугам.
Если человек соблюдает нормы нравственности под давлением, его поведение всё равно считается нравственным.
Нормы нравственности тесно связаны с принципом справедливости.

→ Посмотреть ответ

9. Из приведённых ниже изображений выберите те, на которых показаны моральные принципы и ценности, упомянутые автором текста.

→ Посмотреть ответ

10. Выберите все суждения, содержащие выводы, которые можно сделать на основании прочитанного текста.
Мораль и нравственность — важные регуляторы общественных отношений.
Можно успешно строить отношения с людьми исключительно на основании имеющихся у человека знаний о моральных принципах.
Отношения между людьми практически невозможно представить без взаимных обязанностей.
Свобода воли тесно связана с ответственностью за свои поступки.
Если норму нравственности прописали письменно, то она сразу становится аморальной, ведь нормы нравственности носят неписаный характер.
Все межличностные отношения регулируются нормами права.
Благодаря нормам морали каждый человек всегда получает наказание и награду по заслугам.
Каждый человек с рождения имеет право на общественное уважение и самоуважение. Для выполнения своего долга человеку требуются не только знания нравственных норм, но и  переживание интересов других, как собственных.

скачать ответы

Олимпиада по обществознанию 7 класс ответы и задания

Задание 1. Верны ли следующие утверждения?
Право собственности включает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться объектом, поэтому домашнее животное в юридическом смысле не является собственностью его владельца.
Социальные нормы-запреты в структуре правовых норм находятся на более высокой ступени, чем социальные нормы-дозволения.
В постиндустриальном обществе трудовые и природные ресурсы дополняются информационными.
Монахи являются примером изменённого порядка иерархии потребностей, представленных в пирамиде А. Маслоу.
Эволюция общества всегда носит прогрессивный характер.

Ответ: 1. Да 2. Нет 3. Да 4. Да 5. Нет

Задание 2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы. К группе 1 относится изображение А.

Ответ: Группа 1: АГДЗ Группа: 2 БВЕЖ

Задание 3. Решите логическую задачу. Следуя основным законам логики, выберите все следствия, непосредственно вытекающие из нижеприведённых утверждений.
А. Все мурги, которые не тальки, умеют зенить.
Б. Ни один тальк не умеет зенить.
Все мурги, которые умеют зенить, не тальки.
Все тальки не умеют зенить.
Некоторые тальки — мурги.
Некоторые мурги умеют зенить.
Все мурги умеют зенить.
Тот, кто зенит, — мург.
Тот, кто тальк, не может быть мургом.
Если мург не умеет зенить, он тальк.
Некоторые мурги — тальки.
Ни один мург не является тальком.

Ответ: 1, 4, 6, 8, 10

Задание 4. Решите правовую задачу. В Российской Федерации существует несколько видов юридической ответственности. Установите соответствие между ситуациями и видами ответственности, возлагаемой в соответствии с возникшими правоотношениями. Ситуации

А) Из-за дождей я и Петька целую неделю не могли съездить на озеро. Но вчера утром он разбудил меня и крикнул: — Едем! Погода!! Я быстро оделся, положил бутерброды в Петькин нейлоновый пакет, и мы выбежали на улицу. До вокзала мы шли босиком по тёплым лужам, и последние пузыри, отражая нас, удивлённо таращились. Около пригородных касс я неуверенно сказал Петьке: — Может, возьмём билеты?..
 Петька добродушно похлопал меня по спине: — Ладно. Всё равно вагоны сейчас полупустые. А если хочешь, купи себе один билет, — добавил он ехидно. Я уныло подумал, что один билет я, конечно, не куплю. Я не успел понять почему, но почувствовал, что сделать это невозможно… Когда мы подошли к электричке, я заволновался и пугливо посмотрел по сторонам. Петька сказал: — Чего ты вертишься? Иди спокойно, как будто у тебя сезонка. (Юз Алешковский. Два билета на электричку)

Б) Старуха не отвечала ни слова. Германн встал. — Старая ведьма! — сказал он, стиснув зубы, — так я ж заставлю тебя отвечать… С этим словом он вынул из кармана пистолет. При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела… Потом покатилась навзничь… и осталась недвижима. — Перестаньте ребячиться, — сказал Германн, взяв её руку. — Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? — да или нет? Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла. (А. С. Пушкин. Пиковая дама)

В) А Герасим всё грёб да грёб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил вёсла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке — дно было залито водой, — и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал верёвкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму, поднял её над рекой, в последний раз посмотрел на неё… (И. А. Тургенев. Муму)

Г) — А вы, Иван Иванович, настоящий гусак. Если бы Иван Никифорович не сказал этого слова, то они бы поспорили между собою и разошлись, как всегда, приятелями; но теперь произошло совсем другое. Иван Иванович весь вспыхнул. — Что вы такое сказали, Иван Никифорович? — спросил он, возвысив голос. — Я сказал, что вы похожи на гусака, Иван Иванович. — Как же вы смели, сударь, позабыв и приличие, и уважение к чину и фамилии человека, обесчестить таким поносным именем? — Что ж тут поносного? Да чего вы, в самом деле, так размахались руками, Иван Иванович? — Я повторяю, как вы осмелились, в противность всех приличий, назвать меня гусаком? (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем)

Д) Пищик: Человек, надо правду говорить… достойнейший… И моя Дашенька… тоже говорит, что… разные слова говорит. А всё-таки, многоуважаемая, одолжите мне… взаймы двести сорок рублей… завтра по закладной проценты платить… Варя: Нету, нету! Любовь Андреевна: У меня в самом деле нет ничего. Пищик: Найдутся. Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уж всё пропало, погиб, ан глядь, — железная дорога по моей земле прошла, и… мне заплатили. А там, гляди, ещё что-нибудь случится не сегодня-завтра… Двести тысяч выиграет Дашенька… у неё билет есть. (А. П. Чехов. Вишнёвый сад)
уголовная
административная
гражданско-правовая
А
Б
В
Г
Д

Ответ: Административная: АГ,  Уголовная: БВ,  Гражданско-правовая: Д

Задание 5. Решите экономическую задачу. У Пьера есть хобби — он коллекционирует фигурки конструктора, связанные с космосом. Все свободные деньги он тратит на приобретение новых фигурок для коллекции. Для поддержания хобби Пьер хочет устроиться на новую работу. В месяц он тратит на питание, проживание и прочие жизненно необходимые вещи 100 тысяч рублей. На первой возможной работе — крановщиком — ему предлагают заработную плату в размере 157 тысяч рублей в месяц. Вторая возможная работа — землекопом — предполагает зарплату 835 тысяч рублей в полугодие. Если человек отработает землекопом год, то его зарплата на следующий год увеличивается на 25 процентов. Третий вариант — работа на заводе, производящем циркули. В силу специфики работы начальная зарплата составляет 100 тысяч рублей в месяц и каждый месяц она увеличивается на 5 тысяч рублей. Пьер планирует работать два года и все оставшиеся после уплаты обязательных расходов деньги тратить на покупку коллекционных фигурок. Одна такая фигурка в среднем стоит 5 тысяч рублей. Сколько фигурок купит Пьер за 2 года при условии выбора работы, на которой его двухлетний доход будет наибольшим?

Ответ: 276 штук

Задание 6. Выберите верные утверждения.
К 2025 году россияне полностью отказались от продукции зарубежных производителей.
Доля россиян, оценивающих продукты внутреннего производства как более качественные, за 30 лет уменьшилась на 25 процентов.
Проведённый опрос позволяет сделать неоспоримые выводы об уровне патриотизма опрошенных россиян.
Более половины опрошенных россиян в 2023 году отметили, что продукты отечественного производства не отличаются по качеству от зарубежных.
Среди опрошенных наблюдается тенденция роста тех, кто затрудняется в сравнении качества продукции российского и зарубежного производства.
Государство стало более активно поддерживать внутреннее производство, что привело к повышению качества отечественных продуктов.
Четверть респондентов в 2025 году не видит разницы между продуктами отечественного и зарубежного производства при равной цене.
За 30 лет доля респондентов, считающих отечественную продукцию более дешёвой, чем импортная, снизилась.
За 30 лет количество респондентов, не замечающих разницу в цене между зарубежными и отечественными продуктами, практически не изменилось.

→ Посмотреть ответ

Задание 7. Прочитайте текст и выполните задания.

(I) Воздействие человека на окружающую среду принимает глобальные масштабы. Благодаря промышленным революциям общество активно развивается, антропогенный фактор становится ведущим, и без его учёта невозможно понять и оценить, что ещё произойдёт с нашим общим домом. Уровнем человеческого влияния на окружающую среду определяется и то, как изменённая природа воздействует на дальнейшее развитие нашего общества.

(II) По мнению учёного-географа В. А. Анучина, занимавшегося проблемами взаимодействия человека и природы на протяжении многих лет, существует три основных закона геосферы, с которыми человек просто не может не считаться: закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы, закон возрастающего воздействия человека на природную среду и закон возрастающей зависимости человека от природной среды.

(III) Чем больше мы воздействуем на природу, тем активнее она нам отвечает. И в большинстве случаев ответ оказывается весьма далёким от благоприятного: ухудшается экологическая ситуация, всё чаще происходят природные катастрофы. Судьба дальнейшего развития человечества зависит от того, насколько быстро будут найдены пути разрешения противоречий между ограниченными возможностями нашей биосферы и агрессивным по отношению к ней типом развития общества.

(IV) В разное время и в разных культурах понятие роли и значимости окружающего мира для человека существенно отличалось. В период античности природа рассматривалась как подвижное, постоянно изменяющееся целое, при этом закономерное, организованное и совершенное. Человек в античной философии не противопоставлялся природе, а скорее был одной из его частей. Однако средневековая культура приобрела совершенно другое понимание природы. Человек стал восприниматься как вершина творения, наделённая душой, а весь окружающий мир стоит неизмеримо ниже него.

(V) В эпоху Возрождения отношение к природе снова меняется. Человек открывает для себя её красоту, видит в ней источник радости и наслаждения. Недаром в этот период времени появляется столько великолепных творений искусства, воспевающих красоту окружающего мира.

(VI) Притом если смотреть правде в глаза, то так или иначе потребительское и высокомерное отношение к природе преобладало. Человек возомнил себя венцом творения, что позволило ему рассматривать природу только как объект своей активности, переделывая и перекраивая её в соответствии со своими нуждами. На заре цивилизации, в эпоху охоты и собирательства, человек полностью зависел от внешней среды. Он мог выжить, только присваивая готовые, данные ему природой продукты: плоды, ягоды, мясо и шкуры животных. Природа определяла все особенности жизни первобытного человека. На этапе возникновения земледелия и скотоводства произошёл переход от присваивающей экономики к производящей. Человек научился воздействовать на природу: вырубать леса под посевы, строить ирригационные системы.

(VII) Новый этап взаимоотношений природы и человека наступил с началом промышленной революции. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс в сочетании всё с той же идеей превосходства человека и необходимости взять у природы как можно больше в итоге привёл к тому, что мы имеем сейчас. Человечество находится на грани экологической катастрофы.

(VIII) А ведь мы, как и все другие живые существа на планете, до сих пор неотделимы от биосферы. Рамки окружающей природной среды, в которых мы можем существовать, достаточно узкие. Нам нужна определённая температура воздуха, солнечный свет, состав атмосферы, почвы и воды — именно та экологическая среда, в которой проходила эволюция на протяжении всей нашей истории. Да, человек умеет приспосабливаться к новым условиям обитания. Но только до известных пределов. И скорость такой адаптации не слишком велика. Как показывает практика, губительные изменения природной среды идут гораздо быстрее, а значит, если не остановить эти изменения, человечество ждут трудные времена. Укажите номер(-а) абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается термин, означающий влияние деятельности человека на окружающую среду.

→ Посмотреть ответ

Задание 8. Соотнесите абзацы текста и их возможные заголовки. Обратите внимание на то, что среди заголовков есть лишние.
Вы не сохранили ответ
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Причины наступающего экологического кризиса.
Влияние информационного общества на природу.
Взгляды на природу в разные эпохи.
Расширение масштаба влияния человека на окружающий мир.
Пределы адаптации к изменениям в экосфере.
Природа — источник вдохновения и красоты.
Борьба с климатическими изменениями в России.
Законы геосферы, которые должен учитывать человек.
История освоения природы человеком.
Природа даёт сдачи.
Влияние законов геосферы на деятельность человека.

→ Посмотреть ответ

Задание 9. Укажите номер(-а) абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается исторический процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

→ Посмотреть ответ

Задание 10. Укажите глобальные проблемы, связанные с процессами, описанными в тексте.
Проблема войны и мира.
Проблема «Север—Юг».
Предоставление необходимых человечеству природных ресурсов.
Изменение климата.
Экологический кризис и потеря биоразнообразия.

скачать ответы

Олимпиада по обществознанию 8 класс ответы и задания

1. Верны ли следующие утверждения?
Свободные экономические блага называются так, потому что обладание ими даёт человеку экономическую свободу.
Принцип законности в правовой системе означает, что все органы власти и граждане должны соблюдать закон.
Татуировки и одежда могут выступать способом невербального взаимодействия.
Формирование политического руководства в демократическом государстве реализуется только путём выборов.
Урбанизация как процесс характеризуется увеличением численности городского населения и преобладанием безличных контактов.

Ответ: нет, нет, да, нет, да

2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы. К группе 1 относится изображение А.

Ответ: 1 группа: АЕЖЗ 2 группа: БВГД

3. Решите логическую задачу.
На полке в библиотеке расположены пять книг: «Мастер и Маргарита», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Анна Каренина». Книга «Мастер и Маргарита» расположена между «Войной и миром» и «Братьями Карамазовыми». В центре полки стоит книга Л. Н. Толстого. «Преступление и наказание» находится слева от «Анны Карениной». «Война и мир» не стоит левее всех. Книга «Братья Карамазовы» стоит правее, чем «Преступление и наказание».
Выберите все верные утверждения.
«Война и мир» — крайняя справа книга.
«Преступление и наказание» стоит правее «Анны Карениной».
Неверно, что нельзя точно определить расположение «Мастера и Маргариты».
«Анна Каренина» стоит сразу справа от «Преступления и наказания».
Между «Преступлением и наказанием» и «Мастером и Маргаритой» ровно одна книга.
«Анна Каренина» находится рядом с книгой Достоевского.
Вторая слева книга — роман Достоевского.
Книга Толстого стоит между двумя произведениями Достоевского.
«Война и мир» левее «Братьев Карамазовых» (не обязательно рядом с ними).
«Анна Каренина» стоит в центре полки.

Ответ: 1,2,4,10

4. Решите правовую задачу. В юриспруденции существует деление отраслей права на частное и публичное. Установите соответствие между ситуациями и конкретными совокупностями отраслей права, к которым относятся описанные правоотношения. Ситуации

А) Гражданин Сергеев решил развестись со своей беременной супругой. Однако в органах ЗАГС ему отказали в принятии заявления о расторжении брака, заявив, что муж не имеет права возбуждать дело о разводе в период беременности жены.

Б) Несовершеннолетние Барсуков, Соколов и Енотов задумали нехорошее и, объединившись в группу, совершили кражу телефонов из магазина техники со взломом и проникновением в помещение.

В) Сидоров ехал за рулём и попал в автомобильную аварию, в которой серьёзно пострадал. Авария произошла по вине водителя транспортного средства, двигавшегося во встречном направлении. Сидоров потребовал возбуждения уголовного дела в отношении другого водителя, на что получил ответ, что уголовное преследование в отношении того уже было прекращено в соответствии с его гибелью в ДТП.

Г) Няня, в соответствии с заключённым с матерью ребёнка договором оказания услуг, должна была явиться к ребёнку к 8:00, однако по собственной вине опоздала на 40 минут.

Д) Наблюдателем на избирательном участке был зафиксирован вброс неизвестным лицом в урну пачки заполненных бюллетеней, о чём наблюдатель сразу сообщил председателю участковой избирательной комиссии. В результате все бюллетени в урне были признаны недействительными.

Е) Зайцев, находясь в гостях у Волкова, случайно разбил чайный сервиз и повредил телевизор. После этого он заявил, что является банкротом, вследствие чего не может возместить причинённый ущерб.

Ж) Мужчина, передвигаясь на электрическом самокате, не спешился на пешеходном переходе. Спустя несколько часов ему был выставлен штраф в размере 10 000 рублей за нарушение правил дорожного движения.

З) Малолетняя Софья обучалась у репетитора английскому языку. Однако домашние задания выполняла крайне небрежно, регулярно переносила и отменяла занятия. В результате итоговую контрольную работу в школе написала на оценку «неудовлетворительно». Репетитор заявил, что не несёт ответственности, поскольку приложил максимальные усилия по обучению девочки.

И) Дмитрий Фёдорович, проживающий в городе Петропавловск-Камчатский, передал соседу Ивану Петровичу на хранение автомобиль «Волга». Однако через 2 дня недалеко от их домов произошло извержение вулкана, вследствие чего в гараж попали массы пепла, повредившие двигатель автомобиля.

Ответ: публичное: АБДЖ частное: ВГЕЗИ

5. Решите экономическую задачу. Пьетро Василевски занимается бизнесом уже не первый год. В прошлом году у него работало на предприятии пять человек, зарплата каждого из них составляла 100 тысяч рублей в месяц. В течение нескольких лет зарплата работников не менялась, какая бы ни была экономическая ситуация в стране. Кроме зарплаты работников у предприятия было ещё огромное количество затрат — электроэнергия, охрана, материалы для производства, водоснабжение, логистика и прочее. В расчёте на одну единицу произведённой продукции эти затраты составляли 100 рублей. По итогам года предприятие Пьетро Василевски заработало прибыль в размере 4 500 000 рублей, а всю произведённую продукцию удалось продать.
Сколько единиц продукции произвело предприятие Пьетро Василевски, если цена одной единицы продукции составляет 200 рублей?

Ответ: 105000

6. Предприятие, которым управляет Пьетро Василевски, является акционерным обществом. Дабы порадовать акционеров, Пьетро Василевски решил выплатить дивиденды в размере 10 процентов от прибыли предприятия и разделить их поровну между 3000 акционерами своего предприятия. Рассчитайте сумму, которую получит каждый акционер.

Ответ: 150

7. Пьетро Василевски дорожит своими акционерами и понимает, что текущие дивиденды слишком малы — на них даже стейк не купишь. А вот если они вырастут в два раза — тогда акционеры заживут! Но условия выплаты — процент, сроки, способ взимания — Пьетро Василевски менять не может. Единственное, что он может сделать, — это поменять цену продаваемой продукции. Пьетро Василевски повысил цену, однако по новой цене продажи упали на 30 000 единиц продукции, при том что затраты в расчёте на 1 единицу продукции остались прежними. Зарплата работников также не поменялась. И с этой новой ценой он смог добиться удвоения дивидендов! Укажите новую цену, назначенную Пьетро Василевски на единицу своей продукции.

→ Посмотреть ответ

8. На основании данных инфографики соотнесите начала предложений и их окончания. В отличие от предыдущих поколений современные бабушки и дедушки… Среди всех опрошенных россиян наибольшее количество времени с бабушками и дедушками в детстве проводили… Половина опрошенных родителей несовершеннолетних детей отмечают… Вовлечённость представителей старшего поколения в воспитание внуков в последние десятилетия… Десятая часть опрошенных дедушек… …усиливается.
…зумеры.
…не проводят время со своими внуками.
…что их родители проводят время с внуками, обучая их трудовым и бытовым навыкам.
…водят внуков в школу и на кружки.
…чаще помогают внукам финансово.
…миллениалы.
…что их родители присматривают за детьми, если это необходимо.
…чаще готовят для своих внуков любимую еду.
…снижается.

→ Посмотреть ответ

9. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) В последние годы всё заметнее становится спрос на профориентацию среди взрослых людей, что идёт вразрез с тем, как работали представители старшего поколения. Так, в 2024 году сервис «Работа.ру» провёл опрос 3 600 пользователей сервиса из всех регионов страны, по итогу которого выяснилось, что 77 % россиян примерили бы на один день новую профессию.

(2) Смена профессии во взрослом возрасте в России больше не воспринимается как что-то экстраординарное. Разные исследования показывают, что больше трети россиян сменили или планируют сменить профессию за последние пять лет. Рынок труда нестабильный, люди ищут новые возможности и более высокие зарплаты, интересную работу или соответствие спросу на рынке труда, что особенно заметно среди 35—44-летних. Нам также очевиден и культурный сдвиг: ценность самореализации и гибкости вытесняет устаревшую идею «одной работы на всю жизнь». Даже готовность временно жертвовать доходом ради новой карьеры говорит о том, что это стало нормой.

(3) Нельзя недооценивать роль технологического прогресса в этом процессе. Согласно докладу World Economic Forum «Future of Jobs Report 2023», к 2027 году технологии кардинально изменят две пятых ключевых навыков, которыми сегодня обладают сотрудники.

(4) При этом часто выбор университета и профессии делается школьниками под сильным влиянием взрослых и сверстников, что не всегда приводит их к работе мечты. Кроме того, как подчёркивают американские учёные, принятие самостоятельных решений остаётся серьёзным вызовом для подростков. Несмотря на то, что у них уже сформированы базовые когнитивные способности, они всё ещё испытывают трудности с выбором в условиях неопределённости, особенно когда речь идёт о долгосрочных перспективах. Ключевые аспекты принятия решений, такие как способность оценивать отложенные выгоды, предвидеть последствия своих действий и учитывать как положительный, так и отрицательный опыт, ещё не работают у подростков на уровне взрослых.

(5) Немаловажно и то, что современные люди всё больше сталкиваются с эмоциональным выгоранием от текущей работы. С течением времени интересы человека могут меняться, и та работа, которая раньше приносила радость и удовлетворение, может перестать вызывать интерес, а в более тяжёлых случаях такая ситуация приводит к выгоранию и поиску новой, индивидуальной карьерной траектории.

(6) Так, согласно результатам исследования Skillfactory и uForce 2024 года, 43 % россиян испытывали за время своей карьеры выгорание. Главными причинами этого состояния опрошенные называют стресс, недостаток признания от руководства и токсичное профессиональное окружение. 70 % респондентов время от времени считают свой труд бесполезным, а 15 % опрошенных думают так ежедневно. Для выхода из ситуации многим понадобилась поддержка близких или профильного специалиста, но для некоторых участников опроса единственным выходом из ситуации стало увольнение (16 %) или даже смена профессии (10 %).

(7) Во многом профориентация у взрослых напоминает профориентацию у подростков, однако есть и свои особенности. Руководитель лаборатории образовательных технологий «Яндекс Практикума» Мария Ковалёва отмечает, что у взрослых уже гораздо больше опыта, причём не только положительного, поэтому даже если по всем параметрам человеку подходит та или иная профессия, но при наличии плохого опыта он уже не хочет в ней развиваться.

(8) «Кроме того, взрослые — в отличие от подростков — уже вышли из возраста, когда кажется, что впереди множество возможностей узнать себя и испробовать разные сферы. Взрослым важно быстрее начать зарабатывать в новой профессии, у них чаще всего есть ощущение нехватки времени — им кажется, что права совершить ошибку уже нет», — подчёркивает специалист.

(9) При этом эксперты отмечают, что запрос на смену профессии будет существовать всегда — это связано с изменениями в экономике. Если раньше можно было отучиться в университете и потом всю жизнь работать в одной компании по специальности, то теперь вполне естественно менять по 2—3 карьерные траектории за жизнь и выбирать образовательные курсы в зависимости от индивидуальных потребностей и пожеланий человека. Что именно будет происходить в краткосрочной перспективе, зависит от нескольких факторов — например, увеличения числа рабочих мест и новых специальностей, для которых нужны квалифицированные кадры, начиная с джуниор-позиций. Рост спроса на различные профессии будет тянуть людей переучиваться на них. Точно так же увеличение конкуренции в отдельных областях будет подталкивать людей смотреть в сторону новых перспективных направлений.

Выберите суждение, которое в наибольшей степени отражает главную идею приведённого текста.
Построить успешную карьеру в современном мире возможно только благодаря профориентации и переобучению.
На фоне технологического прогресса, сдвига в сторону самореализации и гибкости профориентация и переобучение стали популярны среди взрослых.
Профориентация взрослых людей и подростков, наряду с отличиями, имеет схожие черты.
Каждому человеку в XXI веке необходимо пройти курсы профориентации и изменить карьеру с учётом новых перспективных направлений.
В современном мире профориентация сменяет свой фокус, и её аудитория сменяется с подростков на взрослых людей.

→ Посмотреть ответ

Задание 10. Укажите номер(-а) абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается термин, обозначающий высшую потребность человека в рамках традиционной пирамиды потребностей.

скачать ответы

Олимпиада по обществознанию 9 класс ответы и задания

1. Верны ли следующие утверждения?
В унитарных государствах отсутствует местное самоуправление.
Первой конституцией в современном смысле слова обычно называют Конституцию США 1787 года.
В современном обществе познавательная функция искусства была вытеснена наукой, а у искусства остались эстетическая и гедонистическая функции.
В городской среде обычно распространено большее количество стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных установок, чем в сельской.
Принадлежность к сословию является предписанным статусом даже в классовом обществе.

Ответ: 1. Да 2. Нет 3. Нет 4. Да 5. Да

2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы. К группе 1 относится изображение А.

Ответ: группа 1: АГЖЗ. группа 2: БВДЕ

3. Решите логическую задачу. Четверо коллег — Иванов, Смирнов, Петров и Сидоров — каждую пятницу отмечают конец рабочей недели в ресторане. Официант, по случайности обслуживающий их столик уже четвёртый раз подряд, заметил, что каждый раз в чеке оказываются пицца, паста, салат и суши, один человек заказывает только одно блюдо и ни один из коллег ни разу за четыре ужина не повторил свой заказ. При этом Смирнов ел пасту на первой встрече, а на четвёртой встрече заказал суши. Сидоров ел пасту на третьей встрече, когда Петров ел салат. Петров ел пиццу в тот же день, когда Иванов заказал пасту. Петров ел пасту одновременно с тем, как Сидоров ел салат. Выберите верные утверждения.
Когда Петров ел салат, Сидоров ел пасту, а Смирнов — пиццу.
В тот вечер, когда Смирнов ел салат, Сидоров выбрал суши, а Иванов — пасту.
На встрече, где Петров заказал пасту, Иванов ел салат, а Смирнов — пиццу.
На третьей встрече Иванов ел пасту, а Смирнов — пиццу.
Иванов на второй встрече заказал то же блюдо, что Сидоров ел на первой встрече.
Сидоров заказал пиццу раньше, чем Петров.
Смирнов ел суши на той же встрече, где Сидоров ел блюдо итальянской кухни.
На первой встрече Иванов заказал блюдо, которое Петров повторил на третьей встрече.
Иванов попробовал суши только после того, как Смирнов заказал пасту и салат.
Иванов заказывал пасту и пиццу на первой и второй встречах.

Ответ: 1, 2, 3, 6, 9 утверждение

4. Решите правовую задачу. В гражданском праве существуют различные законные способы защиты своих гражданских прав. Установите соответствие между ситуациями и способами защиты гражданских прав.

Ситуации

А) Егоров принял на хранение от Зайцева мешки с овсом. Однако вследствие ненадлежащей охраны склада, на котором находились мешки, они были похищены неизвестными лицами. Зайцев обратился к Егорову с требованием о взыскании стоимости утраченных мешков.

Б) Поставщик обязался поставить 30 кг яблок, однако немотивированно отказался от исполнения договора. Тогда покупатель обратился в суд с требованием к поставщику всё же прислать указанное в соглашении количество фруктов.

В) Михайлов обиделся на своего друга Орлова, работающего таксистом, и ночью порезал ему шины колёс. Замена шин заняла два дня, в течение которых Орлов не смог работать. После ремонта он потребовал от Михайлова стоимость шин и их замены, а также — недополученные денежные средства за два дня работы в такси.

Г) Михаил, управляя электросамокатом, сбил собаку Сергея, вследствие чего животное погибло. Сергей подал иск к Михаилу, указав в нём на свою близкую привязанность к собаке и эмоциональные страдания от её утраты, требуя возмещения.

Д) Две художницы — Марина (продавец) и Ксения (покупатель) — заключили договор купли-продажи картины. По условиям договора денежные средства уплачивались Ксенией сразу, а картина передавалась ей лишь через неделю. Однако спустя 5 дней Марина передумала расставаться с ценной картиной, о чём сразу сообщила Ксении, объявив о готовности вернуть деньги. Ксения же являлась коллекционером произведений искусства и заявила, что хочет получить именно картину. После отказа Марины передать её Ксения обратилась в суд.

Е) В частной медицинской клинике гимнастке Ларисе провели некачественную медицинскую операцию, вследствие чего она лишилась возможности вернуться к занятиям спортом на профессиональном уровне и была вынуждена завершить карьеру. Лариса очень эмоционально переживала случившееся и потребовала возмещения за свои понесённые страдания.

Ж) Артём, находясь в гостях у своего друга Димы, заметил красивый пенал для ручек и незаметно для хозяина квартиры забрал его себе. Обнаружив пропажу, Дима потребовал от Артёма вернуть вещь, на что получил ответ, что пенал был уже продан через интернет по очень выгодной цене. Тогда Дима потребовал от Артёма компенсировать стоимость похищенной вещи.

Ответ: обязательства в натуре: Б Д, возмещение убытков: АВЖ, моральный вред: ГЕ

Задание 6. Решите экономическую задачу. 1 января 2027 года Кирилл решил посчитать размер уплаченных им с 2025 года налогов. По новой на тот момент системе налогообложения физическое лицо платило 13 процентов от суммы в 2,4 миллиона рублей в год и 15 процентов от суммы, превышающей 2,4 миллиона рублей в год. Кирилл исправно платил налоги со своего дохода. За январь 2025 года налог составил 13 000 рублей. Но доходы Кирилла были нестабильны и всё время росли. Следовательно, росли и его налоговые выплаты — они увеличивались на 1300 рублей каждый месяц на протяжении нескольких месяцев. Кирилл думал, что налоги будут ежемесячно увеличиваться на одну и ту же сумму. Но оказалось, что всё время на одну и ту же сумму росли доходы, а налоги в какой-то момент выросли больше чем на 1300 рублей. Укажите месяц и год ​ , в котором налоги, уплачиваемые Кириллом, впервые выросли более чем на 1300 рублей, при условии, что отсчёт начинается с января 2025 года.

Ответ: Декабрь 2025

7. Рассчитайте начисленный налог за месяц, определённый вами в предыдущем задании.

→ Посмотреть ответ

8. Рассчитайте общую сумму налога, уплаченного Кириллом за два года.

→ Посмотреть ответ

Задание 9. На основании данных инфографики соотнесите начала предложений и их окончания. В 2025 году, по сравнению с 2010 годом… Более половины опрошенных в 2010 году… Доля частых посетителей заведений быстрого питания… Доли респондентов, поддерживающих и отвергающих запрет продажи фастфуда несовершеннолетним… 13 % опрошенных россиян… …практически никогда не питались в заведениях быстрого питания. …составила 82 %. …относятся к инициативе запрета продажи фастфуда несовершеннолетним безразлично. …снизилась с 50 % до 38 %. …одинаковы. …более чем на 50 % выросло число людей, отмечающих наличие в их населённом пункте заведения фастфуда. …затруднились ответить на вопрос об отношении к инициативе запрета фастфуда для несовершеннолетних. …за 15 лет увеличилась с 4 % до 11 %. …на момент 2010 года составляет разница между регулярными посетителями сетей быстрого питания и теми, кто был в них всего 1—2 раза. …практически не изменилась за 15 лет.
…незначительно отличаются. …бывали в заведениях быстрого питания с разной периодичностью. …на 28 % выросло число людей, в населённых пунктах у которых существуют заведения фастфуда.

→ Посмотреть ответ

Задание 10. Прочитайте текст и выполните задания.

(А) Социобиологическая природа человека определяет двоякий характер его нужд: нам жизненно важны питание, сон и базовая безопасность, но, когда эти потребности удовлетворены, приходит очередь потребностей эмоциональных. И здесь также можно выделить два уровня: с одной стороны, человек стремится к быстрым и легко получаемым эмоциям, с другой — ему необходима реализация в жизни, определение своего места в обществе.

(Б) При этом сегодня фокус внимания современных потребителей больше не нацелен на удовлетворение «функциональных» потребностей: изобилие стало базовой характеристикой стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике. Новое поколение потребителей стремится к более персонализированному опыту и продукту и воспринимает потребление как доступ, а не владение.

(В) Яркие эмоции сегодня можно получить с помощью быстро развивающихся сервисов потокового видео, гейминга и онлайн-кинотеатров. А воплотить свои идеи и укрепить социальный статус позволяет не только продвижение по карьерной лестнице, но и запуск собственного бизнеса: за последние два года значительно ускорился рост стартапов, так как инструментов для создания бизнеса стало больше, а технологическая инфраструктура требует минимальных инвестиций.

(Г) Исследователи рынка сегодня говорят ещё и о потребности высшего уровня — она касается цифрового бессмертия. Если буквально десять лет назад эта фраза могла показаться слоганом фантастического фильма, то сейчас полный переход человека в digital-реальность вполне правдоподобен. Это связано с тем, что самая активная часть современных потребителей не застала мир без цифровых технологий. Возможность глубокого погружения в контент и обретения полной свободы действий в метавселенных кажется привлекательной для людей, которые уже спокойно покупают цифровое искусство за цифровые деньги. Так, согласно Vynz Research, рынок дополненной и виртуальной реальности вырастет почти на 50 % в течение периода с 2020 по 2025 год. К концу этого временно́го отрезка объём мирового рынка VR, включающего видеоигры, контент и приложения, может достичь 161 миллиарда долларов, в то время как в 2021 году он оценивался в 25 миллиардов долларов.

(Д) В глобальном смысле потребности человека неизменны независимо от того, в каком из миров, реальном или виртуальном, они возникнут. На этом основан метод структуризации jobs-to-be-done: создание любого нового продукта должно отталкиваться от потребности в самом широком смысле этого слова. Пассажир не хочет ехать в такси, он хочет добраться до определённого места. Именно на эту задачу потребителя необходимо ориентироваться при создании продукта, иначе успех инноваций навсегда останется игрой случая.

(Е) Но поведение потребителей при этом постоянно трансформируется: люди предъявляют новые требования к давно знакомым товарам и услугам. Представители Homeland Generation сегодня составляют огромный процент глобальной покупательной способности, и с течением времени цифра будет расти. Эти люди были сформированы в среде изобилия продуктов, поэтому часто решающую роль в выборе того или иного бренда играет уже не только надёжность и функциональность товара, но сервис и эстетика.

(Ж) Современный потребитель хочет почувствовать свою связь с брендом, для него предельно важна индивидуализация продукта, то есть ощущение, что товар создан именно для него. Поэтому сегодня центральную роль в развитии коммуникаций компаний должна играть эмпатия по отношению к потребителям. Такой подход позволит понять контекст и предвидеть потребности клиентов раньше конкурентов.

(З) Все вышеперечисленные требования основаны на эмоциональной составляющей. Яркие впечатления оказывают огромное влияние на принятие решений, и в этом плане на рынке выигрывают бренды, которые сумели вызвать наиболее сильный эмоциональный отклик. Для этого необходимо объединить продуманный нарратив, визуальные образы и инновации. И если первые два фактора позволяют выстроить индивидуальность бренда, то внедрение технологических новшеств помогает приобрести весомую конкурентоспособность.

(И) Хорошим примером успешного инновационного стартапа может стать компания Nuro, основанная двумя бывшими ведущими инженерами Google. Цель проекта — переосмыслить подход к разработке автономных видов транспорта. Инженеры не пытаются «улучшить» привычные кроссоверы, но стремятся создать радикально новый вид транспорта, не предназначенный для управления человеком изначально. Робот-курьер Nuro R2, напоминающий большой, но изящный тостер на колёсах, автоматизирует доставку еды, бакалейных товаров и заказов из прачечных; робот способен оптимизировать данные и составлять наиболее удобные и быстрые маршруты, а сама доставка выполняется по дорогам общего пользования, а не по тротуарам. На данный момент Nuro — первая беспилотная система, получившая разрешение Министерства транспорта США на осуществление автономных доставок. И этот успех объясняется удачным сочетанием трёх факторов: верного анализа клиентского опыта, переосмысления популярных идей о беспилотном транспорте и удачно подобранной формы воплощения проекта.

Какая ключевая проблема современного общества раскрывается в тексте?
Трансформация потребностей и поведения современного потребителя в условиях цифровизации и экономического развития.
Трансформация социобиологической природы человека в условиях цифровизации.
Ужесточение конкуренции на рынке цифровых и инновационных услуг.
Замещение крупного бизнеса инновационными стартапами.
Ужесточение требований пользователей к удовлетворению их потребностей.

скачать ответы

Олимпиада по обществознанию 10 класс ответы и задания

1. Верны ли следующие утверждения?
Финансовый кризис 2008 года — один из примеров того, как начавшийся на уровне одной страны кризис может стать глобальным.
Если государство признаёт неотъемлемые права человека, но не способно реально обеспечить и защитить их, оно сохраняет правовой характер.
Совокупность индивидов, объединяемых по какому-либо признаку, называется социальной группой.
Фактором ухудшения качества человеческого капитала может выступить усиление дифференциации доходов.
Всеобщая декларация прав человека имеет только статус рекомендации для всех стран — членов ООН

Ответ: да, нет, да, да, да

2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы. К группе 1 относится изображение А.

Ответ: 1 — АВЕЖ, 2 — БГДЗ

3. Решите логическую задачу. На молодёжном музыкальном фестивале трое друзей — Ирина, Максим и Тимур — обсуждали участников конкурса, исполнявших музыку в трёх необычных жанрах: флумб-джаз, троник и амбер-рок.
Ирина сказала: «Если кто-то играет флумб-джаз, то он точно не исполняет троник».
Максим сказал: «Среди троников нет ни одного, кто исполнял бы амбер-рок».
Тимур сказал: «Не все амбер-рок-исполнители избегают флумб-джаза».
Все ребята сказали правду.
Из приведённых ниже изображений выберите диаграмму(-ы), которая(-ые) может(-гут) отражать отношения между исполнителями флумб-джаза, троника и амбер-рока. Каждая из категорий обозначается отдельным кругом, пересечение обозначает общие элементы.

Ответ: Г

4. Решите правовую задачу. Существуют различные методы правового регулирования. Установите соответствие между приведёнными ниже фрагментами из нормативно-правовых актов и методами правового регулирования, которые они выражают.
ФРАГМЕНТЫ ИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
А) Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
Б) Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В) Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
Г) Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Д) Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.
Е) Если сумма, вырученная в результате обращения взыскания на заложенное имущество, превышает размер обеспеченного залогом требования залогодержателя, разница возвращается залогодателю.
Ж) В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:
дата и место его составления; фамилия, инициалы лица, его составившего; фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения; описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию; пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.
З) Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суде лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Ответ: 31313221 Дозволение — 1 Обязывание — 2 Запрет — 3

5. Решите экономическую задачу. Аркадий знает, что на рынке фигурок Лабубу не хватает производителей, поэтому они так дороги. Цена на одну фигурку сейчас — 500 рублей. Спрос на фигурки Лабубу имеет вид Qd=1000−P,Q,где Qd — величина спроса в фигурках, а P— цена на фигурку в рублях. При сложившейся (неравновесной) цене дефицит на рынке фигурок Лабубу составляет 100 фигурок. Аркадий хорошо изучил вопрос и знает, что предложение на рынке имеет линейный вид, а минимальная цена, при которой производители готовы начать продажи фигурок,составляет 100рублей. Примечание: во всех вопросах количество фигурок и цена могут быть любым числом, не обязательно целым. Найдите равновесную цену на рынке фигурок Лабубу (такую цену, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения).

Ответ: 550

6. При какой цене за фигурку Лабубу избыток на данном рынке будет составлять 300 фигурок?

Ответ: 700

7. Аркадий понял, что рынок фигурок перспективен, но в силу ограничений его возможностей предложение имеет вид Qs ​=P−400.После выхода этого перспективного производителя на рынок цена на фигурки Лабубу стала равновесной. Чему равна выручка Аркадия от продажи фигурок Лабубу?

→ Посмотреть ответ

8. Прочитайте текст и заполните пропуски, используя варианты, приведённые ниже. Примечание: падежные формы слов из списка могут изменяться.
14 февраля во многих странах мира ежегодно отмечается День святого Валентина — покровителя всех влюблённых. До России праздник дошел лишь в 1990-е годы, в эпоху постсоветской открытости. Согласно полученным результатам, пик его популярности в нашей стране пришёлся на начало 2000-х, что во многом было обусловлено его новизной и восприятием как символа «европейской» романтики. Тогда День святого Валентина мог назвать праздником примерно (А) . Сегодня 14 февраля — особенный день в календаре и ещё один повод признаться в своих чувствах для

(Б) наших сограждан, в то время как большинство россиян День всех влюблённых праздником не считают. Вслед за снижением популярности праздника уходит в прошлое и традиция обмениваться подарками на 14 февраля. В общей сложности доля тех, кто планирует порадовать своих близких презентами на День святого Валентина, сократилась за последние 20 лет (В). Сегодня эта практика чаще имеет место в (Г) отношениях, тогда как в  (Д) — практически в равной степени с иными упомянутыми формами взаимоотношений. Что касается самих подарков, то универсальным знаком внимания считаются  (Е) (по 10 % в 2005 и 2025 гг.), чего нельзя сказать о разного рода символических подарках, которые ещё 20 лет назад были неотъемлемой частью Дня святого Валентина. В частности, речь идёт об (Ж) (популярность снизилась с 23 % до 9 %).

9. Укажите, на сколько процентов за двадцать лет снизилась доля респондентов, планирующих поздравлять своих близких с Днём святого Валентина. Ответ округлите до целого числа.

→ Посмотреть ответ

10. Прочитайте текст и выполните задания.
(I) Как подчёркивал Мишель Фуко, «патологические формы» современной государственной власти не вполне оригинальны. Они применили и развили те механизмы, которые уже существовали в большинстве других современных обществ… и эксплуатировали в основном те идеи и методы, которые присущи нашей собственной либерально-демократической политической рациональности. Иными словами, государственный социализм советского толка, как и западная демократия, был типом современного государства, и, следовательно, ему были присущи все ключевые противоречия такого государства.

(II) В идеологической структуре социалистического государства содержался внутренний парадокс, который французский политический философ Клод Лефор назвал общим парадоксом идеологии современного государства, а мы будем впредь называть парадоксом Лефора. Этот парадокс заключается в том, что между идеологическими высказываниями современного государства и его идеологической практикой существует неизбежный разрыв. Для того чтобы представлять систему государственного правления как легитимную, идеологический дискурс современного государства вынужден постоянно апеллировать к некой «объективной», не поддающейся сомнению истине. Эта истина существует вне идеологического дискурса, за его пределами. Это означает, что идеологический дискурс государства не может поставить эту истину под вопрос, но при этом и не имеет достаточных средств для того, чтобы доказать её верность. Возникает противоречие между использованием некой объективной истины в качестве основы легитимности государственного правления и невозможностью доказать средствами государственной идеологии, почему эта истина действительно верна.

(III) Этот парадокс в структуре любой современной государственной идеологии, говорит Лефор, делает её заведомо неустойчивой. В какой-то момент он может привести к кризису идеологии, а значит, и кризису легитимности государственного правления, которое на этой идеологии базируется. Однако до поры до времени этот парадокс скрыт господствующей фигурой (master) — встроенной в идеологический дискурс — правящего субъекта, который отличается тем, что он предстаёт как обладатель уникального знания этой внешней объективной истины. Иными словами, пока существует субъект, который якобы обладает личным знанием объективной истины и лично уверен в том, что эта истина действительно верна, противоречие между существованием этой истины и невозможностью её доказать остаётся скрытым. Такой субъект занимает уникальное положение в системе государственной власти — он находится как бы «за пределами» идеологического дискурса и из этой «внешней» позиции способен осуществлять оценку любых идеологических высказываний и формулировок на предмет их соответствия или несоответствия объективной истине. Однако, если эта господствующая фигура идеологического дискурса исчезнет, парадокс Лефора, упомянутый выше, более не будет скрыт его фигурой и начнёт возникать во всех проявлениях и высказываниях государственной идеологии, что постепенно может привести к сильным внутренним изменениям идеологии и в конце концов к кризису легитимности власти вообще.

(IV) Парадокс Лефора присутствовал в идеологическом дискурсе Советского государства, как и любого другого современного государства. В советской системе объективная истина, на которой базировалась легитимность идеологии и власти, была сформулирована в виде постулата о возможности и неизбежности построения коммунизма. Это означало, что в рамках советского идеологического дискурса можно было сформулировать только те высказывания, в которых этот постулат подразумевался как неоспоримая и не требующая доказательств истина. При этом средствами советского идеологического дискурса было невозможно ни поставить эту истину под сомнение, ни доказать её верность. Эта истина была отправной точкой для дискурса советской идеологии — он вытекал из неё и был вторичен по отношению к ней. Парадокс Лефора здесь заключался в том, что в основе советской идеологии, претендовавшей на всеобъемлющее и научное описание реальности, лежала истина, которую эта идеология доказать не могла.

(V) На ранних этапах советской истории, как будет показано в последующих главах, этот парадокс был скрыт господствующей фигурой, которая руководила идеологическим дискурсом. Сначала роль этой фигуры играл революционный политический и художественный авангард, который, располагаясь за пределами идеологического дискурса, постоянно комментировал и оценивал его из этой внешней позиции, внося в него свои коррективы. Однако революционные годы экспериментаторства постепенно сменились введением централизованного партийного контроля за идеологическим производством и репрезентацией. Авангард был подавлен. С этого момента (вторая половина 1920-х годов) уникальная роль господствующей фигуры советского идеологического дискурса перешла к Сталину — теперь только он имел доступ к внешнему канону идеологической истины, лично оценивая различные идеологические и иные публичные высказывания на предмет их соответствия этому канону и лично делая в них соответствующие редакторские замечания и исправления. Его оценки и разъяснения часто публиковались в печати, циркулируя по стране в виде метадискурса, дававшего возможность всем лично прикоснуться к канону объективной истины.

(VI) Однако в результате перемен, начавшихся ещё в последние годы сталинского правления и продолжившихся после его смерти в 1953 году (которые включали в себя осуждение культа личности Сталина, но не ограничивались им), позиция господствующей фигуры советского идеологического дискурса, способной рассматривать и комментировать этот дискурс извне, была уничтожена. То есть исчез не просто конкретный субъект, занимавший внешнюю позицию по отношению к идеологическому дискурсу, но и вообще сама возможность занимать такую позицию по отношению к идеологическому дискурсу. Внешней, внеидеологичной позиции не стало как таковой. С исчезновением господствующей фигуры, стоящей вне идеологического дискурса, исчез и метадискурс, который ранее осуществлял публичную оценку идеологических высказываний и репрезентаций на предмет их соответствия или несоответствия объективной истине. Новым, поразительным фактом было то, что, хотя внешняя объективная истина (неоспоримость коммунизма и марксизма-ленинизма) продолжала существовать и идеологический дискурс продолжал к ней апеллировать, больше не существовало такого субъекта, который бы обладал уникальным и не поддающимся сомнению знанием этой истины.

(VII) Когда позиция господствующей фигуры идеологического дискурса исчезла, парадокс Лефора в структуре идеологии, который ранее был скрыт этой фигурой, вышел на поверхность и начал влиять на структуру всех идеологических высказываний. Это повлекло за собой полную трансформацию структуры советского идеологического дискурса — как на уровне языка, так и в других видах репрезентации, включая структуру идеологических ритуалов, визуальной пропаганды и так далее. В результате с конца 1950-х годов и до начала перестройки (середина 1980-х) советский идеологический дискурс претерпел значительные изменения именно на уровне формы. Это проявилось, с одной стороны, в возрастающей нормализации и стандартизации формы идеологических высказываний, а с другой — в её одновременном усложнении. Как мы увидим на большом количестве примеров, приведённых в последующих главах, форма идеологических высказываний становилась более застывшей, предсказуемой, переносимой из одного контекста в другой почти без изменений; но при этом постепенно нарастала громоздкость и неуклюжесть этой формы. Результатом этих изменений было то, что теперь для успешного функционирования различных идеологических высказываний их не обязательно было понимать на уровне буквального смысла (во всяком случае, в большинстве контекстов).

Какое из следующих суждений в наибольшей степени отражает суть «парадокса Лефора», как он представлен в тексте?
Любая идеология стремится доказать свою правоту эмпирически и потому быстро устаревает.
Любая государственная идеология конструирует образ утопичного будущего, однако неизбежно приводит к кризису легитимности.
Государственная идеология конструируется как властью, так и населением, однако функция идеологии — скрывать от населения истинные цели правящего класса.
Государственная идеология должна основываться на научной истине, доказуемой в любой момент.
В любой государственной идеологии существует неизбежный разрыв между постулируемой истиной и средствами её доказательства.

скачать ответы

Олимпиада по обществознанию 11 класс ответы и задания

1. Верны ли следующие утверждения?
Массовая культура в СССР была тесно связана с процессом индустриализации.
Сделка является правомерным действием в отличие от неправомерного действия — деликта.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации одной из форм межбюджетных взаимоотношений являются межбюджетные трансферты — субсидии, дотации, субвенции, иные межбюджетные трансферты.
На денежном рынке осуществляется движение более долгосрочных финансовых ресурсов, чем на рынке капитала.
Одним из ключевых контрагентов гражданского общества в сфере публичной политики является бизнес — в частности, крупные корпорации.

Ответ: да, нет, да, нет, да

2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы. К группе 1 относится изображение А.

Ответ: группа 1: а, б, г, д. группа 2: в, е, ж, з

3. Решите логическую задачу. Инопланетянин по имени Глуг решил подписать контракт с Землёй и отправил по космической почте одну настоящую капсулу с мирным договором. Его злейший враг Клук, узнав об этом, сделал ещё 8 поддельных капсул. В них он либо положил вирусы, либо оставил их пустыми. Вирус есть как минимум в одной, но не более чем в восьми капсулах. Все капсулы пронумерованы цифрами от 1 до 9, и каждая содержит надпись. Известно следующее.
А. Надпись на капсуле с мирным договором правдива.
Б. Надписи на капсулах с вирусами ложны.
В. Надписи на пустых капсулах могут быть как правдивыми, так и ложными.
Человечеству нужно выбрать одну капсулу, иначе вирусы попадут в атмосферу.
Вот что написано на капсулах.

  1. «В этой капсуле — вирус».
  2. «Мирный договор находится в капсуле с нечётным номером».
  3. «В капсуле 5 — вирус».
  4. «Капсула 1 содержит вирус».
  5. «Если на капсуле 1 указана истина, то и на капсуле 6 — истина».
  6. «Надписи на капсулах 8 и 9 имеют одинаковую истинность, то есть либо они обе верны, либо они обе неверны».
  7. «Мирный договор не находится в капсуле 1».
  8. «Надпись на капсуле 3 ложна тогда и только тогда, когда надпись на капсуле 9 ложна».
  9. «Надпись на капсуле 5 истинная, или надпись на капсуле 7 истинная, или обе эти надписи истинные».

Укажите капсул(-ы), надпись(-и) на которой(-ых) ложна(-ы).
«Мирный договор не находится в капсуле 1».
«Надписи на капсулах 8 и 9 имеют одинаковую истинность, то есть либо они обе верны, либо они обе неверны».
«В капсуле 5 — вирус».
«Капсула 1 содержит вирус».
«Мирный договор находится в капсуле с нечётным номером».
«В этой капсуле — вирус».
«Надпись на капсуле 3 ложна тогда и только тогда, когда надпись на капсуле 9 ложна».
«Если на капсуле 1 указана истина, то и на капсуле 6 — истина».
«Надпись на капсуле 5 истинная, или надпись на капсуле 7 истинная, или обе эти надписи истинные».

Ответ: 1, 2, 5, 6, 8

4. Укажите капсул(-ы), в которой(-ых) может лежать мирный договор.
«Капсула 1 содержит вирус».
«В капсуле 5 — вирус».
«Надписи на капсулах 8 и 9 имеют одинаковую истинность, то есть либо они обе верны, либо они обе неверны».
«Мирный договор не находится в капсуле 1».
«Если на капсуле 1 указана истина, то и на капсуле 6 — истина».
«Надпись на капсуле 5 истинная, или надпись на капсуле 7 истинная, или обе эти надписи истинные».
«Надпись на капсуле 3 ложна тогда и только тогда, когда надпись на капсуле 9 ложна».
«Мирный договор находится в капсуле с нечётным номером».
«В этой капсуле — вирус».

Ответ: 1, 5, 6

5. Решите правовую задачу.
С развитием общественной жизни появлялась и систематизация правовых норм. В качестве примера можно привести Кутюмы Бовези — сборник правовых обычаев, применявшихся во Франции в Средние века. Представьте, что в XIII веке существовали отрасли права, и установите соответствие между приведёнными правовыми нормами из Кутюм Бовези и современными отраслями права.

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ИЗ КУТЮМ БОВЕЗИ

А) Измена — это если кто-то не показывает своей ненависти к другому, но смертельно ненавидит его и из ненависти убивает его, или заставляет убить, или ранит его, или заставляет это сделать.

Б) Если я мирно владею вещью год и один день, а кто-то мешает мне пользоваться ею (например, прогоняет моих работников из виноградников во время сбора урожая), я могу жаловаться на воспрепятствование пользоваться владением.

В) Когда кто-то должен явиться в суд к определённому сроку, законным извинением служит ему какая-либо помеха в дороге; если падёт или взбесится лошадь и он не сможет найти себе другую и не сможет также по состоянию своего здоровья идти пешком; если перед ним встанет обширное водное пространство, которое он не сможет пересечь без опасности для жизни, если наступит время больших дождей или больших снежных заносов и больших бурь.

Г) При всех тяжбах, при которых появляется необходимость в отсрочке, прежде чем явиться в суд, истец может её просить трижды (каждая по 15 дней); при этом не надо давать никаких клятв и не приводить причин, по которым требуется отсрочка. Извинение же может быть принесено только один раз между двумя заседаниями суда и без назначения какого-либо срока, так как никто не знает, принося извинение, когда он сможет явиться в суд.

Д) Фальшивомонетчики должны быть брошены в кипящую воду, а затем повешены, а их имущество конфисковано.

Е) Существует множество поводов для того, чтобы просить у своего сеньора отложить дело — извиниться… при вызове в суд; к таковым относится телесная немощь: ведь существуют болезни, при которых совершенно ясно, что без серьёзного вреда невозможно явиться в суд, и они являются вполне законным извинением (для отсрочки).
Ж) Если кто-то управляет или пользуется моей вещью от моего имени, а я отниму у него эту вещь, он не может обвинять меня в лишении владения.

Ответ: гражданское право: б, ж. Уголовное право: а, д. Отрасли: в, г, е

6. Решите экономическую задачу.
Два народа — народ Туда и народ Сюда — предъявляют спрос на путеводители. Путеводители производят два предприятия — ООО «Пути» и ООО «Водители». Далее в обозначениях везде Q — либо величина спроса, либо величина предложения в штуках, а P— цена на путеводитель в рублях. Функции спроса соответственно имеют вид
Q=300−P для народа Туда и Q=500−2Pдля народа Сюда. Совокупное предложение предприятия «Пути» описывается функцией, Q=0,25P,а совокупное предложение предприятия «Водители» — функцией Q=−100+0,75P.Величины спроса или предложения не обязаны быть целыми числами.
Найдите равновесное количество на рынке путеводителей, зная, что в равновесии обе группы потребителей покупают, а обе группы производителей продают ненулевое количество товара.

Ответ: 125

7. Из-за некачественного ведения бизнеса предприятие «Водители» разорилось, а предприятие «Пути» осталось, с одной стороны, в хорошей ситуации из-за разорившегося конкурента, но, с другой стороны, в сложной ситуации из-за изменений в производстве путеводителей. Функция предложения предприятия «Путь» теперь составляет Q=X×P.Тем не менее равновесное количество на рынке путеводителей стало равно 400.Чему равен X ?

→ Посмотреть ответ

8. Государство решило, что сложившаяся цена слишком мала, поэтому директивно вернуло цену на прежний уровень, как до разорения «Водителей». Чему равен профицит товара при таком развитии экономических событий?

→ Посмотреть ответ

9. Прочитайте текст и заполните пропуски, используя предложенные ниже варианты. Примечание: падежные формы слов из списка могут изменяться.
Пандемия стала сильным катализатором изменений в трудовых отношениях, закрепившим за «удалёнкой» статус новой нормальности. И хотя на российском рынке труда по-прежнему доминирует (А) форма занятости, уровень (Б) занятости демонстрирует завидную устойчивость. Согласно полученным данным, (В) работающих россиян сегодня полностью или частично трудится из дома. За последние четыре года привлекательность полной «удалёнки» выросла вдвое (с 8 % до 16 %), гибридного формата — в 1,5 раза (с 23 % до 34 %).

Приверженность гибким формам занятости чаще характерна для молодых специалистов (18—35 лет). В отличие от старших поколений, которые были вынуждены адаптироваться к новому формату, молодёжь вышла на рынок труда, будучи знакомой с «удалёнкой» со студенческой скамьи. Кроме того, эту группу отличают более высокий уровень цифровой грамотности, адаптивность к новым технологиям и отличное от других поколений отношение к работе. В представлениях молодых людей «удалёнка» гораздо лучше, чем традиционный «офисный» формат, отвечает их запросу на work-life balance. Такой взгляд на удалённую работу характерен и для россиян в целом: её ключевым преимуществом видится (Г) , а ключевым недостатком — (Д) . Примечательно также, что (Е) респондентов не видит недостатков в удалённой работе вовсе.

→ Посмотреть ответ

10. Укажите, на сколько процентов за 4 года увеличилось количество респондентов, указавших, что для них предпочтителен гибридный режим работы (часть времени — удалённо, часть — очно). Ответ округлите до целого числа.

скачать ответы

Смотрите также на сайте олимпиады:

Оцените статью