Ответы и решения на все задания для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса олимпиада по литературе 16, 17, 18 сентября 2025 школьный этап ВСОШ официальной всероссийской олимпиады школьников Москвы Московская электронная школа МЭШ. Участникам 5-6 классов необходимо приступить к прохождению не позднее 19:00 18 сентября, участникам 7-11 классов – не позднее 19:00 16 сентября.
Скачать ответы на все задания (уже решили)
- Олимпиада по литературе 5 класс ответы и задания
- Олимпиада по литературе 6 класс ответы и задания
- Олимпиада по литературе 7 класс ответы и задания
- Олимпиада по литературе 8 класс ответы и задания
- Олимпиада по литературе 9 класс ответы и задания
- Олимпиада по литературе 10 класс ответы и задания
- Олимпиада по литературе 11 класс ответы и задания
Олимпиада по литературе 5 класс ответы и задания
1. Перед вами иллюстрации к одному произведению.
Укажите название этого произведения без кавычек.
Ответ: Снежная королева


2. Укажите фамилию автора.
Ответ: Ганс Кристиан Андерсен
3. Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета.
Ответ: 2431
4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский или фольклорный.
1. Целое лето прожила Дюймовочка одна-одинёшенька в лесу. Она сплела себе колыбельку и подвесила её под большой лопушиный лист – там дождик не мог достать её. Ела крошка сладкую цветочную пыльцу, а пила росу, которую каждое утро находила на листочках. Так прошли лето и осень; но вот дело пошло к зиме, длинной холодной зиме. Все певуньи птички разлетелись, кусты и цветы увяли, большой лопушиный лист, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, весь засох и свернулся в трубочку.
2. Подлетела к царскому крыльцу золочёная карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье – частые звёзды, на голове – месяц ясный, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Берёт она Ивана‑царевича за руку и ведёт за столы дубовые, за скатерти браные.
3. Степан хорошее обеспечение семье оставил. Дом справный, лошадь, корова, обзаведение полное. Настасья баба работящая, робятишки пословные, не охтимнеченьки живут. Год живут, два живут, три живут. Ну, забеднели всё-таки. Где же одной женщине с малолетками хозяйство управить! Тоже ведь и копейку добыть где-то надо. На соль хоть. Тут родня и давай Настасье в уши напевать:
– Продай шкатулку-то! На что она тебе? Что впусте добру лежать! Всё едино и Танюшка, как вырастет, носить не будет. Вон там штучки какие! Только барам да купцам впору покупать. С нашим‑то ремьем не наденешь эко место. А люди деньги бы дали. Разоставок тебе.
4. Говорят калики перехожие:
«Будешь ты, Илья, великий богатырь,
И смерть тебе на бою не писана:
Бейся-ратися со всяким богатырём
И со всею поляницею удалою;
А только не выходи драться
С Святогором-богатырём:
Его и земля на себе через силу носит;
Не ходи драться с Самсоном-богатырём:
У него на голове семь власов ангельских;
Не бейся и с родом Микуловым:
Его любит матушка сыра земля;
Не ходи ещё на Вольгу Всеславьича:
Он не силою возьмёт,
Так хитростью-мудростью».
5. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же?
Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Ответ: А:135 Б:24
5. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами. Список настоящих имён писателей: Алексей Пешков, Сэмуэл Клеменс, Аркадий Голиков, Николай Корнейчуков, Чарльз Лютвидж Доджсон.
Ответ: 1) д) Чарльз Лютвидж Доджсон 2)а) Алексей Пешков 3)б)Сэмюэл Клеменс 4)в)Аркадий Голиков 5)г)Николай Корнейчуков
6. В художественной литературе часто используется фантастический (волшебный, чудесный) компонент. Выберите фрагменты произведений, в которых этот компонент присутствует.
С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила её: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на своё место, она всё ещё злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость.
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.
Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слёзы, смутно видишь их. Это слёзы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.
Заказала Марьюшка трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста – ясна сокола. Шла она чистым полем, шла тёмным лесом, высокими горами. Птички весёлыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса тёмные привечали. И никто не мог Марьюшку тронуть; волки серые, медведи, лисицы — все звери к ней сбегались. Износила она башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
7. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Александр Александрович Блок (1880–1921)
Ветер принес издалёка
(1) Ветер принёс издалёка
(2) Песни весенней намёк,
(3) Где-то светло и глубоко
(4) Неба открылся клочок.
(5) В этой бездонной лазури,
(6) В сумерках близкой весны
(7) Плакали зимние бури,
(8) Реяли звёздные сны.
(9) Робко, темно и глубоко
(10) Плакали струны мои.
(11) Ветер принес издалёка
(12) Звучные песни твои.
1901 г.
Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
дактиль
анапест
амфибрахий
хорей
8. Как называется художественный приём (троп), использованный в строке 7?
(7) Плакали зимние бури,
метонимия
метафора
олицетворение
гипербола
9. Укажите строку, в которой встречаются три эпитета.
(1) Ветер принёс издалёка
(2) Песни весенней намёк,
(3) Где-то светло и глубоко
(4) Неба открылся клочок.
(5) В этой бездонной лазури,
(6) В сумерках близкой весны
(7) Плакали зимние бури,
(8) Реяли звёздные сны.
(9) Робко, темно и глубоко
(10) Плакали струны мои.
(11) Ветер принес издалёка
(12) Звучные песни твои.
10. Как называется рифма в чётных строках?
мужская
женская
холостая
дактилическая
11. В какой строке содержится метафора со значением «синее небо»?
(1) Ветер принёс издалёка
(2) Песни весенней намёк,
(3) Где-то светло и глубоко
(4) Неба открылся клочок.
(5) В этой бездонной лазури,
(6) В сумерках близкой весны
(7) Плакали зимние бури,
(8) Реяли звёздные сны.
(9) Робко, темно и глубоко
(10) Плакали струны мои.
(11) Ветер принес издалёка
(12) Звучные песни твои.
12. Как называется стилистическая фигура (приём) в строке 2?
градация
эпифора
инверсия
анафора

Олимпиада по литературе 6 класс ответы и задания
1. Перед вами иллюстрации к одному произведению. Укажите название этого произведения без кавычек.
Ответ: Дубровский


2. Укажите фамилию автора.
Ответ: Александр Сергеевич Пушкин
3. Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета.
Ответ: 4132
4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский или фольклорный.
1. Ой, мороз-мороз, не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня.
Не морозь меня, моего коня.
Моего коня, белогривого,
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена раскрасавица,
А приду домой, всё ругается.
А приду домой, всё ругается.
2. «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнёт с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой.
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».
Так царь возгласил и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»
3. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой‑то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.
4. У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву».
5. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались – выезжает чудо‑юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал – конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился… Чудо‑юдо коня – по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам! – Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, чёрный ворон, встрепенулся? Почему, чёрный пёс, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился – так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
Ответ: А:234 Б:15
5. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами.
Список настоящих имён писателей: Алексей Пешков, Джон Чейни, Аркадий Голиков, Александр Гриневский, Андрей Климентов.

6. В художественной литературе часто используется фантастический (волшебный, чудесный) компонент. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых этот компонент присутствует.
А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый, всё молчит, знаете? Вот отчего он такой невесёлый. Пошел он раз, тятенька говорил, – пошёл он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошёл он в лес по орехи, да и заблудился; зашёл – Бог знает куды зашёл. Уж он ходил, ходил, братцы мои, – нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, – присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовёт. Смотрит – никого. Он опять задремал – опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху, смеётся… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц – всё, братцы мои, видно. Вот зовёт она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, – а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный…
Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его всё к себе этак рукой зовёт. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил-таки на себя крест… А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается… Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет… Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у неё зелёные, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на неё Гаврила, да и стал её спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он всё невесёлый ходит.
Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам всё починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
Девочка росла без подруг. Два-три десятка детей её возраста, живших в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все дети в мире, вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания. Совершилось это, разумеется, постепенно, путём внушения и окриков взрослых приобрело характер страшного запрета, а затем, усиленное пересудами и кривотолками, разрослось в детских умах страхом к дому матроса.
Позавтракав и сложив в нарты несложное лагерное снаряжение, путники повернулись спиной к радушному костру и зашагали вперёд, навстречу темноте. Воздух сразу огласился жалобным воем, со всех сторон раздавались голоса, перекликавшиеся между собой в ночном мраке. Разговор умолк. Около девяти часов начало светать. В полдень южный край неба окрасился в розовый цвет, и на нём чётко выступила линия горизонта, отделяя выпуклой чертой северный край от стран полуденного солнца. Но розовая окраска скоро исчезла. Серый дневной свет держался до трёх часов, затем и он угас, уступив место тёмной полярной ночи, окутавшей своим покровом безмолвную пустынную землю.
7. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Яков Петрович Полонский (1819–1898)
Развалину башни, жилище орла…
(1) Развалину башни, жилище орла,
(2) Седая скала высоко подняла,
(3) И вся наклонилась над бездной морской,
(4) Как старец под ношей ему дорогой.
(5) И долго та башня уныло глядит
(6) В глухое ущелье, где ветер свистит;
(7) И слушает башня – и слышится ей
(8) Весёлое ржанье и топот коней.
(9) И смотрит седая скала в глубину,
(10) Где ветер качает и гонит волну,
(11) И видит – в обманчивом блеске волны
(12) Шумят и мелькают трофеи войны.
1845 г.
Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
дактиль
хорей
амфибрахий
анапест
8. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
перекрёстная
кольцевая
парная
нет рифмы
9. Как называется художественный приём (троп), использованный в строках 3–4?
(3) И вся наклонилась над бездной морской,
(4) Как старец под ношей ему дорогой.
гипербола
метафора
сравнение
метонимия
10. Назовите строфу, которой написано стихотворение. Используйте термин французского происхождения. Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.
11. Как называется вид рифмы, использованной в стихотворении?
женская
мужская
дактилическая
холостая
12. В каких строках содержится метафорический эпитет со значением «древний, старый»?
13. Какой троп присутствует в строке 7?
(7) И слушает башня – и слышится ей
Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.
14. Какая фигура речи использована в строках 3, 5, 7, 9, 11? Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.

Олимпиада по литературе 7 класс ответы и задания
1. Перед вами иллюстрации к одному произведению. Укажите название этого произведения без кавычек.
Ответ: Алые паруса


2. Укажите псевдоним автора.
Ответ: Александр Грин
3. Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета.
Ответ: 1345
4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Иногда автор литературного текста нам неизвестен, тогда такой текст называется анонимным. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский, литературный анонимный или фольклорный.
1. Во славном во Нове‑граде
Как был Садке‑купец богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гуселки яровчаты;
По пирам ходил‑играл Садке.
Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестей пир
И третий не зовут на почестей пир.
По том Садке соскучился.
Как пошёл Садке к Ильмень‑озеру,
Садился на бел‑горюч камень
И начал играть в гуселки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садке перепался,
Пошёл прочь от озера во свой во Новгород.
Ответ: В) Фольклорный
2. Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие своё и веселие.
Ответ: А) Литературный авторский
3. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое. Только и взмолился однажды богу этот помещик: – Господи! всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!
Ответ: А) Литературный авторский
4. Вы, кто любите легенды
И народные баллады,
Этот голос дней минувших,
Голос прошлого, манящий
К молчаливому раздумью,
Говорящий так по-детски,
Что едва уловит ухо,
Песня это или сказка, –
Вам из диких стран принёс я
Эту Песнь о Гайавате!
Ответ не указан…
Ответ: А) Литературный авторский
5. Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пиноке, а Ярослава – в Новгороде, а Бориса – в Ростове, а Глеба – в Муроме. Не стану, однако, много толковать, чтобы во многословии не забыть о главном, но, о ком начал, поведаем вот что. Протекло много времени, и, когда минуло 28 лет после святого крещения, подошли к концу дни Владимира – впал он в тяжкий недуг. В это же время пришёл из Ростова Борис, а печенеги вновь двинулись ратью на Русь, и великая скорбь охватила Владимира, так как не мог он выступить против них, и это сильно печалило его.
Ответ: Б) Литературный анонимный
5. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами. Список настоящих имён писателей: Афанасий Шеншин, Уильям Сидни Портер, Аркадий Голиков, Игорь Можейко, Андрей Климентов.

Ответ: А) Афанасий Шеншин — 2, Аркадий Голиков — 5, Г) Игорь Можейко — 4, Д) Андрей Климентов — 1.
6. В художественной литературе часто используется фантастический компонент, он может иметь разные формы: сказочная фантастика, где всё связано с волшебством, или научная фантастика, когда невероятные события объясняются достижениями науки. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых присутствует сказочная фантастика.
Вот и пошёл Данилушко! Земля тогда уже подмерзать стала, снежок припорашивал. Подошёл Данилушко ко крутику, где камень брал, глядит, а на том месте выбоина большая, будто камень ломали. Данилушко о том не подумал, кто это камень ломал, зашёл в выбоину. «Посижу, – думает, – отдохну за ветром. Потеплее тут». Глядит – у одной стены камень-серовик, вроде стула. Данилушко тут и сел, задумался, в землю глядит, и всё цветок тот каменный из головы нейдёт. «Вот бы поглядеть!» Только вдруг тепло стало, ровно лето воротилось. Данилушко поднял голову, а напротив, у другой-то стены, сидит Медной горы Хозяйка. По красоте-то да по платью малахитову Данилушко сразу её признал.
Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава богу, абсолютно нормальные люди. Уж от кого-кого, а от них никак нельзя было ожидать, чтобы они попали в какую-нибудь странную или загадочную ситуацию. Мистер и миссис Дурсль весьма неодобрительно относились к любым странностям, загадкам и прочей ерунде.
Слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.
Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок; много аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь Магуль-Мегери; хороши звёзды на небеси, но за звёздами живут ангелы, и они ещё лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза. Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайка турецкая) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых; на одной свадьбе он увидал Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга. Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить её руку – и он стал грустен, как зимнее небо.
Теснясь, точно цветы и сорные травы в саду, все вперемешку, дети старались выглянуть наружу – где там запрятано солнце? Лил дождь. Он лил не переставая семь лет подряд; тысячи и тысячи дней, с утра до ночи, без передышки дождь лил, шумел, барабанил, звенел хрустальными брызгами, низвергался сплошными потоками, так что кругом ходили волны, заливая островки суши. Ливнями повалило тысячи лесов, и тысячи раз они вырастали вновь и снова падали под тяжестью вод. Так навеки повелось здесь, на Венере, а в классе было полно детей, чьи отцы и матери прилетели застраивать и обживать эту дикую дождливую планету.
7. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Семён Яковлевич Надсон (1862–1887)
Осень, поздняя осень!.. Над хмурой землею…
(1) Осень, поздняя осень!.. Над хмурой землёю
(2) Неподвижно и низко висят облака;
(3) Жёлтый лес отуманен свинцовою мглою,
(4) В жёлтый берег без умолку бьётся река…
(5) В сердце – грустные думы и грустные звуки,
(6) Жизнь, как цепь, как тяжелое бремя, гнетёт.
(7) Призрак смерти в тоскующих грёзах встаёт,
(8) И позорно упали бессильные руки…
(9) Это чувство – знакомый недуг: чуть весна
(10) Ароматно повеет дыханием мая,
(11) Чуть проснётся в реке голубая волна
(12) И промчится в лазури гроза молодая,
(13) Чуть в лесу соловей про любовь и печаль
(14) Запоёт, разгоняя туман и ненастье, –
(15) Сердце снова запросится в ясную даль,
(16) Сердце снова поверит в далёкое счастье…
(17) Но скажи мне, к чему так ничтожно оно,
(18) Наше сердце, – что даже и мёртвой природе
(19) Волновать его чуткие струны дано,
(20) И то к смерти манить, то к любви и свободе?..
(21) И к чему в нём так беглы любовь и тоска,
(22) Как ненастной и хмурой осенней порою
(23) Этот белый туман над свинцовой рекою
(24) Или эти седые над ней облака?
1880
Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
амфибрахий
хорей
дактиль
анапест
8. Как называется использованная в стихотворении строфа?
катрен
терцет
дистих
октава
9. Как называется художественный приём (троп), использованный в строке 20?
метафора
метонимия
антитеза
гипербола
10. В строке 3 есть определения, обозначающие цвет и являющиеся тропом. Назовите этот троп.
Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.
11. Как называется рифма в строках 9, 11, 13, 15?
дактилическая
мужская
холостая
женская
12. В какой строке первой строфы содержится сравнение?

13. Как называется стилистическая фигура (приём) в строках 15 и 16?
анафора
парцелляция
эпифора
инверсия

Олимпиада по литературе 8 класс ответы и задания
1. Напишите ответ в строке (без учета регистра). Перед вами иллюстрации к одному произведению. Укажите название этого произведения без кавычек.
Ответ: Ревизор
2. Напишите ответ в строке (без учета регистра)
Укажите фамилию автора.
Ответ: Николай Гоголь
3. Распределите объекты по порядку
Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета.
Ответ: 2, 1, 4, 3
4. Выберите подходящий вариант в выпадающем списке
Словесное художественное творчество представлено фольклорными (изначально устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Иногда автор литературного текста нам неизвестен, тогда такой текст называется анонимным. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский, литературный анонимный или фольклорный.
Я, худой и многогрешный, недалёкий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую душу не войдёт премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но всё же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра.
Могучий Олег головою поник И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня.
В солончаковое ваше место
Я пришёл из далеких стран
Посмотреть на золото телесное,
На родное золото славян.
Слушай, отче! Расскажи мне нежно,
Как живёт здесь мудрый наш мужик?
Так же ль он в полях своих прилежно
Цедит молоко соломенное ржи?
Так же ль здесь, сломав зари застенок,
Гонится овёс на водопой рысцой,
И на грядках, от капусты пенных,
Челноки ныряют огурцов?
Так же ль мирен труд домохозяек,
Слышен прядки ровный разговор?
Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.
Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам платить.
Жил-был охотник, и было у него две собаки. Раз как-то бродил он с ними по лугам, по лесам, разыскивал дичи, долго бродил – ничего не видал, а как стало дело к вечеру, набрёл на такое диво: горит пень, а в огне змея сидит. И говорит ему змея:
– Изыми, мужичок, меня из огня, из полымя; я тебя счастливым сделаю: будешь знать всё, что на свете есть, и как зверь говорит, и что птица поёт!
5. Выберите подходящий вариант/варианты в выпадающем списке на изображении
Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами. Список настоящих имён писателей: Афанасий Шеншин, Надежда Лохвицкая, Анна Горенко, Игорь Можейко, Хенрик Гольдшмидт.
6. Выберите несколько вариантов ответов
В художественной литературе часто используется фантастический компонент, он может иметь разные формы: сказочная фантастика, где всё связано с волшебством, или научная фантастика, когда невероятные события объясняются достижениями науки. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых присутствует научная фантастика.
Никто ещё не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нём слагались басни. Моряки рассказывали их шёпотом, боязливо озираясь, как бы опасаясь, чтобы это чудовище не подслушало их. Одним это существо причиняло вред, другим неожиданно помогало. «Это – морской бог, – говорили старые индейцы, – он выходит из глубины океана раз в тысячелетие, чтобы восстановить справедливость на земле». Католические священники уверяли суеверных испанцев, что это морской дьявол. Он стал являться людям потому, что население забывает Святую католическую Церковь.
К нам в Московский зоопарк привезли яйцо бронтозавра. Яйцо нашли чилийские туристы в оползне на берегу Енисея. Яйцо было почти круглое и замечательно сохранилось в вечной мерзлоте. Когда его начали изучать специалисты, то они обнаружили, что яйцо совсем свежее. И поэтому решено было поместить его в зоопарковский инкубатор.
Конечно, мало кто верил в успех, но уже через неделю рентгеновские снимки показали, что зародыш бронтозавра развивается. Как только об этом было объявлено по интервидению, в Москву начали слетаться со всех сторон учёные и корреспонденты. Нам пришлось забронировать всю восьмидесятиэтажную гостиницу «Венера» на Тверской улице. Да и то она всех не вместила. Восемь турецких палеонтологов спали у меня в столовой, я поместился в кухне с журналистом из Эквадора, а две корреспондентки журнала «Женщины Антарктиды» устроились в спальне Алисы.
Нижнюю часть лица он прикрывал чем-то белым, по-видимому, салфеткой, которую привёз с собой, так что ни его рта, ни подбородка не было видно. Потому-то голос и прозвучал так глухо. Но не это поразило миссис Холл. Лоб незнакомца от самого края синих очков был обмотан белым бинтом, а другой бинт закрывал уши, так что неприкрытым оставался только розовый острый нос. Нос был такой же розовый и блестящий, как в ту минуту, когда незнакомец появился впервые.
Одет он был в коричневую бархатную куртку; высокий тёмный воротник, подшитый белым полотном, был поднят. Густые чёрные волосы, выбиваясь в беспорядке из-под перекрещенных бинтов, торчали пучками и придавали незнакомцу чрезвычайно странный вид. Его закутанная и забинтованная голова так поразила миссис Холл, что от неожиданности она остолбенела. Он не отнял салфетки от лица и, по-прежнему придерживая её рукой в коричневой перчатке, смотрел на хозяйку сквозю непроницаемые синие стёкла.
В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков. Старая шинель и нещегольское платье показывали в нём того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своём наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости. Он остановился перед лавкою и сперва внутренно смеялся над этими уродливыми картинами. Наконец овладело им невольное размышление: он стал думать о том, кому бы нужны были эти произведения. Что русский народ заглядывается на Еруслана Лазаревича, на объедал и обпивал, на Фому и Ерёму, это не казалось ему удивительным: изображённые предметы были очень доступны и понятны народу; но где покупатели этих пёстрых, грязных масляных малеваний? кому нужны эти фламандские мужики, эти красные и голубые пейзажи, которые показывают какое-то притязание на несколько уже высший шаг искусства, но в котором выразилось всё глубокое его унижение? Это, казалось, не были вовсе труды ребёнка-самоучки.
– По закону, – заговорил министр юстиции, – престол переходит к его старшему сыну. Потому он и называется наследником престола. Итак, если король умрёт, на трон вступит его старший сын и наследник.
– Но у нашего короля один сын.
– Этого вполне достаточно.
– Но Матиуш ещё совсем ребёнок! Вот так король, даже писать не умеет!
– Закон есть закон, – изрёк министр юстиции. – Такие случаи в истории известны. В Испании, Бельгии и некоторых других государствах бывало, что престол занимал малолетний монарх.
7. Выберите один из нескольких вариантов
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Анна Андреевна Ахматова (1888–1966)
Летний сад
(1) Я к розам хочу, в тот единственный сад,
(2) Где лучшая в мире стоит из оград,
(3) Где статуи помнят меня молодой,
(4) А я их под невскою помню водой.
(5) В душистой тиши между царственных лип
(6) Мне мачт корабельных мерещится скрип.
(7) И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,
(8) Любуясь красой своего двойника.
(9) И замертво спят сотни тысяч шагов
(10) Врагов и друзей, друзей и врагов.
(11) А шествию теней не видно конца
(12) От вазы гранитной до двери дворца.
(13) Там шепчутся белые ночи мои
(14) О чьей-то высокой и тайной любви.
(15) И всё перламутром и яшмой горит,
(16) Но света источник таинственно скрыт.
1959
Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
амфибрахий
ямб
хорей
дактиль
Ответ: амфибрахий
8. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
нет рифмы
перекрёстная
кольцевая
парная
Ответ: перекрёстная
9. Как называется строфа, использованная в стихотворении?
терцет
катрен
октава
дистих
10. Как называется троп, использованный в строке 13?
олицетворение
гипербола
метонимия
сравнение
11. Выберите подходящий вариант на изображении
В какой строке использована гипербола?
(Выбор строки из стихотворения)
12. Напишите ответ в строке (без учета регистра)
Как называется тип рифмы, использованный в стихотворении?
Ответьте одним словом в И. п., ж. р., ед. ч.
13. Выберите подходящие варианты на изображении
Из строк 9–16 выберите те, в которых есть определения, выраженные прилагательными, но не являющиеся эпитетами. (Выбор строк из стихотворения)
14. Что означает метафора «лебедь плывёт сквозь века»?
является воспоминанием
остаётся неизменным во все времена
всё время плавает в канале
15. Напишите ответ в строке (без учета регистра)
Какая фигура речи использована в строках 2 и 3?
Ответьте одним словом в И. П., ед. ч.
16. Выберите один из нескольких вариантов Как называется фигура, использованная в строке 10? эллипсис
инверсия
плеоназм
градация

Олимпиада по литературе 9 класс ответы и задания
1. Выберите подходящий вариант в выпадающем списке. Некоторые фразы из художественных произведений начинают использоваться в качестве идиом в повседневной речи; они носят название «крылатые выражения». Рассмотрите иллюстрации.
Соотнесите крылатые выражения с иллюстрациями к текстам, из которых они происходят.
«Чума на оба ваших дома!»
«В деревню, в глушь, в Саратов!»
«И крестьянки любить умеют!»
«Блажен, кто смолоду был молод»
2. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Прочитайте крылатое выражение, определите, из какого оно произведения (запишите без кавычек и прочих символов), и укажите фамилию автора.
«Чума на оба ваших дома!»
Название произведения — Заполните пропуск
Фамилия автора — Заполните пропуск
Ответ: А) «Чума на оба ваших дома!» Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»
3. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
«В деревню, в глушь, в Саратов!»
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия автора – Заполните пропуск
Ответ: Б) «В деревню, в глушь, в Саратов!» Александр Грибоедов «Горе от ума»,
4. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
«И крестьянки любить умеют!»
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия автора – Заполните пропуск
Ответ: В) «И крестьянки любить умеют!» «Бедная Лиза» Николай Карамзин
5. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
«Блажен, кто смолоду был молод».
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия автора – Заполните пропуск
Ответ: Г) «Блажен, кто смолоду был молод». Александр Пушкин «Евгений Онегин»
6. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (изначально устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Существует также такой феномен, как «неосознанное авторство»: когда автор есть, но он не считает себя автором текста, поскольку не воспринимает содержание текста как результат творческого вымысла. Этот феномен часто встречается на ранних этапах развития литературы. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: авторский, с неосознанным авторством (анонимный) или фольклорный.
1. Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, –
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.
Ответ: Б) Текст с неосознанным авторством
2. Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали…
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
Ответ: А) Литературный авторский
3. Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Ещё разик, ещё раз!
Разовьём мы берёзку,
Разовьём мы кудряву!
Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,
Разовьём мы кудряву.
Ответ: В) Фольклорный
4. Жила-была маленькая девочка. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про неё и говорили: – Вот Красная Шапочка идёт! Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке: – Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.
Ответ: А) Литературный авторский
5. Во славном было городе, Кронштате,
Гостиный сын по улице гуляет,
И он носит красно золото на цевке,
Окатистый крупный жемчуг на атласе.
Из высокого из нового терема
Увидела душа красная девица.
«Ах ты, душечка удалый, добрый молодец!
Ты продай, продай красно золото на цевке,
А окатистый крупный жемчуг на атласе!»
Да что взговорит удалый добрый молодец:
«Ах ты, душечка, душа, красна девица!
Красно золото на цевочке не чисто,
А окатистый крупен жемчуг не крупен.
Приходи, красна девица, к синю морю,
Ко тому ли ко хорошему кора̀блю,
Как в городе люди приумолкнут,
А в тереме свечки приутухнут,
И батюшка с матушкой спать лягут».
7. Выберите подходящий вариант в выпадающем списке
8. Художественное творчество принято представлять фольклорными (изначально устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Существует также такой феномен, как «неосознанное авторство»: когда автор есть, но он не считает себя автором текста, поскольку не воспринимает содержание текста как результат творческого вымысла. Этот феномен часто встречается на ранних этапах развития литературы. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: авторский, с неосознанным авторством (анонимный) или фольклорный.
1866 год ознаменовался удивительным происшествием, которое, вероятно, ещё многим памятно. Не говоря уже о том, что слухи, ходившие в связи с необъяснимым явлением, о котором идёт речь, волновали жителей приморских городов и континентов, они ещё сеяли тревогу и среди моряков. Купцы, судовладельцы, капитаны судов, шкиперы как в Европе, так и в Америке, моряки военного флота всех стран, даже правительства различных государств Старого и Нового Света были озабочены событием, не поддающимся объяснению.
Дело в том, что с некоторого времени многие корабли стали встречать в море какой‑то длинный, фосфоресцирующий, веретенообразный предмет, далеко превосходивший кита как размерами, так и быстротой передвижения.
В том селе был у одного козака, прозвищем Коржа, работник, которого люди звали Петром Безродным; может, оттого, что никто не помнил ни отца его, ни матери. Староста церкви говорил, правда, что они на другой же год померли от чумы; но тётка моего деда знать этого не хотела и всеми силами старалась наделить его роднёй, хотя бедному Петру было в ней столько нужды, сколько нам в прошлогоднем снеге. Она говорила, что отец его и теперь на Запорожье, был в плену у турок, натерпелся мук бог знает каких и каким-то чудом, переодевшись евнухом, дал тягу. Чернобровым дивчатам и молодицам мало было нужды до родни его. Они говорили только, что если бы одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из чёрных смушек с щегольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красивой оправе, то заткнул бы он за пояс всех парубков тогдашних.
Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.
Всё же при этом не спас он товарищей, как ни старался.
9. Установите соответствие между текстами и изображениями. Затем запишите название произведения, из которого взят отрывок, а также фамилию автора данного текста (если автор выпустил произведение под псевдонимом, то напишите только псевдоним).
Я повернулся и пошёл от него прочь. С полчаса гулял я по виноградным аллеям, по известчатым скалам и висящим между них кустарникам. Становилось жарко, и я поспешил домой. Проходя мимо кислосерного источника, я остановился у крытой галереи, чтоб вздохнуть под её тенью, это доставило мне случай быть свидетелем довольно любопытной сцены. Действующие лица находились вот в каком положении. Княгиня с московским франтом сидела на лавке в крытой галерее, и оба были заняты, кажется, серьёзным разговором. Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца. Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было.

10. Выберите несколько вариантов ответов
Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения –
Фамилия (псевдоним) автора –
11. Выберите подходящий вариант на изображении
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовью к искусству;
Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слёзы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрёкся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушённый,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять ещё о славе.

12. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия (псевдоним) автора – Заполните пропуск
13. Выберите подходящий вариант на изображении
Дом деда был наполнен горячим паром взаимной вражды всех со всеми; она охватывала взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие. Впоследствии из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда её братья настоятельно требовали у отца раздела имущества. Неожиданное возвращение матери ещё более обострило и усилило их желание выделиться. Они боялись, что моя мать потребует приданое, причитающееся ей, но удержанное дедом, потому что она вышла замуж «самовольно», против его воли. Дядья считали, что это приданое должно быть поделено между ними. Они также давно и жестоко ссорились друг с другом о том, кому открыть мастерскую в городе, кому – за Окой, в слободе Кунавино.
14. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия (псевдоним) автора – Заполните пропуск
Выберите один из нескольких вариантов
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Гавриил Романович Державин (1743–1816)
Ключ
(1) Источник шумный и прозрачный,
(2) Текущий с горной высоты,
(3) Луга поит, долы злачны,
(4) Кропящий перлами цветы,
(5) О, коль ты мне приятен, любезен!
(6) Ты чист – и восхищаешь взоры,
(7) Ты быстр – и утешаешь слух;
(8) Как серна, скачуща на горы,
(9) Так мой к тебе стремится дух,
(10) Желаньем петь тебя горящий.
(11) Когда в струи твои сребристые
(12) Глядится красная заря,
(13) Какие пурпуры огнистые
(14) И розы пламенны, горя,
(15) С паденьем вод твоих катятся!
(16) Гора в день ясный покровенну
(17) Себя в тебе любуясь зрит;
(18) В твоих водах изображенну
(19) Дуброву ветерок струит,
(20) Волнует жатву золотую.
(21) Багряным бег твой становится,
(22) Как солнце катится с небес;
(23) Лучом кристалл твой загорится,
(24) В дали начнёт синеться лес,
(25) Туманов море разольётся.
(26) О! коль ночною темнотою
(27) Приятен вид твой при луне,
(28) Как бледны холмы над тобою
(29) И рощи дремлют в тишине,
(30) А ты один, шумя, сверкаешь!..
15. Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
хорей
дактиль
ямб
анапест
Ответ: б) ямб
16. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
перекрёстная
кольцевая
парная
нет рифмы
Ответ: перекрёстная
17. Напишите ответ в строке (без учета регистра)
Как называется троп, использованный в строке 12?
Ответьте одним словом в И.п., ед. ч.
Введите правильный ответ…
18. Выберите один из нескольких вариантов
Как называется строфа, которой написано стихотворение?
квинтет
дистих
терцет
катрен

Олимпиада по литературе 10 класс ответы и задания
1. Некоторые фразы из художественных произведений начинают использоваться в качестве идиом в повседневной речи; они носят название «крылатые выражения». Рассмотрите иллюстрации.




Соотнесите крылатые выражения с иллюстрациями к текстам, из которых они происходят.
«Оставь надежду, всяк сюда входящий».
«Всё смешалось в доме Облонских».
«А гений и злодейство – две вещи несовместные».
«Тварь ли я дрожащая или право имею».
Ответ: 1-г, 2-а, 3-в, 4-б
2. Прочитайте крылатое выражение, определите из какого оно произведения (запишите без кавычек и прочих символов), и укажите фамилию автора.
«Оставь надежду, всяк сюда входящий»
Название произведения –
Фамилия автора –
Ответ: Данте Алигьери «Божественная комедия
3. «Всё смешалось в доме Облонских»
Название произведения –
Фамилия автора –
Ответ: Лев Толстой «Анна Каренина»
4. «А гений и злодейство – две вещи несовместные»
Название произведения –
Фамилия автора –
Ответ: Александр Пушкин «Моцарт и Сальери»
5. «Тварь ли я дрожащая или право имею»
Название произведения –
Фамилия автора –
Ответ: Федор Достоевский «Преступление и наказание”
6. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (изначально устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Существует также такой феномен, как «неосознанное авторство»: когда автор есть, но он не считает себя автором текста, поскольку не воспринимает содержание текста как результат творческого вымысла. Этот феномен часто встречается на ранних этапах развития литературы. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: авторский, с неосознанным авторством (анонимный) или фольклорный.
1. Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростёр их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), –
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждо
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
2. Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая. Ответ не указан…
3. Сойдёмся, братья и друзья, сыновья русские, сложим слово к слову, возвеселим Русскую землю, отбросим печаль в восточные страны – в удел Симов, и восхвалим победу над поганым Мамаем, а великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, прославим! И скажем так: лучше, братья, поведать не привычными словами о славных этих нынешних рассказах про поход великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, потомков святого великого князя Владимира Киевского. Начнём рассказывать о их деяниях по делам и по былям…
4. Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?»
– «С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде».
5. Таусень!
Вот ходили мы,
Вот искали мы
По проулочкам,
По заулочкам.
Вот Иванов двор.
У Ивана на дворе
Да три терема стоят.
Как и светлой‑от месяц –
Сам Иван-от господин.
Красно солнышко –
То Паладьюшка его.
Часты звёздочки –
Его детушки.
7. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами.
Список настоящих имён писателей: Даниил Ювачёв, Игорь Лотарёв, Александр Гриневский, Афанасий Шеншин, Мари-Анри Бейль.

8. В художественной литературе часто используется фантастический компонент, он может иметь разные формы. Так, фантастическое начало может принимать форму гротеска, когда создаются образы, которые противоречат физическим законам бытия. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых присутствует подобный гротескный фантастический компонент.
Но за спиной миссис Холл распространялся упорный слух, что её постоялец – преступник, который скрывается от правосудия я старается с помощью своего удивительного наряда сбить с толку полицию. Впервые эта догадка зародилась в голове мистера Тедди Хенфри. Впрочем, ни о каком сколько‑нибудь громком преступлении, которое имело бы место за последние недели, не было известно. Поэтому мистер Гоулд, школьный учитель, несколько видоизменил эту догадку: по его мнению, постоялец миссис Холл был анархист, занимающийся изготовлением взрывчатых веществ, и он решил посвятить своё свободное время слежке за незнакомцем.
Цахес, крошка Цахес, да кто же это так красиво расчесал тебе волосы? Цахес, крошка Цахес, как пошли бы тебе эти локоны, когда б ты не был таким мерзким уродом! Ну, поди сюда, поди, – лезь в корзину. – Она хотела схватить его и положить на хворост, но крошка Цахес стал отбрыкиваться и весьма внятно промяукал:
– Мне неохота!
Но между тем необходимо сказать что-нибудь о Ковалёве, чтобы читатель мог видеть, какого рода был этот коллежский асессор. Коллежских асессоров, которые получают это звание с помощию учёных аттестатов, никак нельзя сравнивать с теми коллежскими асессорами, которые делались на Кавказе. Это два совершенно особенные рода. Ученые коллежские асессоры… Но Россия такая чудная земля, что если скажешь об одном коллежском асессоре, то все коллежские асессоры, от Риги до Камчатки, непременно примут на свой счёт. То же разумей и о всех званиях и чинах. Ковалёв был кавказский коллежский асессор. Он два года только ещё состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором.
Но перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вяло-прозрачным, если бы не глаза, серые как песок и блестящие как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным.
Сие намерение – есть изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных. Но, предпринимая столь важную материю, я, по крайней мере, не раз вопрошал себя: по силам ли будет мне сие бремя? Много видел я на своём веку поразительных сих подвижников, много видели таковых и мои предместники. Всего же числом двадцать два, следовавших непрерывно, в величественном порядке, один за другим, кроме семидневного пагубного безначалия, едва не повергшего весь град в запустение.Ответить
9. Укажите изображение, которое соответствует месту действия, разворачивающемуся в каждом представленном отрывке. Затем запишите название произведения (без кавычек и других символов), из которого взят отрывок, и фамилию автора (если автор выпустил произведение под псевдонимом, то напишите только псевдоним).
В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по‑видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала. Она была одета в премиленькой жёлтой шляпке и в кокетливой чёрной мантильке. «Это девушка, и непременно брюнетка», – подумал я. Она, кажется, не слыхала шагов моих, даже не шевельнулась, когда я прошёл мимо, затаив дыхание и с сильно забившимся сердцем. «Странно! – подумал я, – верно, она о чём‑нибудь очень задумалась», и вдруг я остановился как вкопанный. Мне послышалось глухое рыдание. Да! я не обманулся: девушка плакала, и через минуту ещё и ещё всхлипывание. Боже мой! У меня сердце сжалось. И как я ни робок с женщинами, но ведь это была такая минута!.. Я воротился, шагнул к ней и непременно бы произнёс: «Сударыня!» – если б только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах. Это одно и остановило меня. Но покамест я приискивал слово, девушка очнулась, оглянулась, спохватилась, потупилась и скользнула мимо меня по набережной. Я тотчас же пошёл вслед за ней, но она догадалась, оставила набережную, перешла через улицу и пошла по тротуару. Я не посмел перейти через улицу. Сердце мое трепетало, как у пойманной птички. Вдруг один случай пришёл ко мне на помощь.

10. Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения –
Фамилия автора –
11. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали. Так вот что я хочу ей написать: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви», но только нельзя ли это же самое сказать полюбезнее, как-нибудь этак покрасивее выразиться?

12. Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения –
Фамилия автора –
13. На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, чёрных матросов и пёстрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий, и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зелёные орудия и ящики, пехотные ко́злы; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками; кой‑где проедут казак и офицер верхом, генерал на дрожках.

14. Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения –
Фамилия автора –

Олимпиада по литературе 11 класс ответы и задания
1. Некоторые фразы из художественных произведений начинают использоваться в качестве идиом в повседневной речи; они носят название «крылатые выражения». Рассмотрите иллюстрации.



Соотнесите крылатые выражения с иллюстрациями к текстам, из которых они происходят.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»
«…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»
Ответ: 2, 3, 4, 1
2. Прочитайте крылатое выражение, определите из какого оно произведения (запишите без кавычек и прочих символов). Укажите фамилию автора (если автор выпустил произведение под псевдонимом, то напишите только псевдоним). «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»
Название произведения –
Фамилия (псевдоним) автора –
Ответ: “На дне” Максим Горький
3. «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
Название произведения –
Фамилия (псевдоним) автора
Ответ: “Дядя Ваня” Антон Павлович Чехов
4. «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»
Название произведения –
Фамилия (псевдоним) автора –
Ответ: “Гамлет” Уильям Шекспир
5. «…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Название произведения –
Фамилия (псевдоним) автора –
Ответ: “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков
6. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (изначально устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Существует также такой феномен, как «неосознанное авторство»: когда автор есть, но он не считает себя автором текста, поскольку не воспринимает содержание текста как результат творческого вымысла. Этот феномен часто встречается на ранних этапах развития литературы. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: авторский, с неосознанным авторством или фольклорный.
1. Король наш Карл, великий император,
Провоевал семь лет в стране испанской.
Весь этот горный край до моря занял,
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни,
Не сдали только Сарагосу мавры.
Марсилий – нехристь там царит всевластно,
Чтит Магомета, Аполлона славит,
Но не уйдёт он от господней кары.
Аой!
Ответ: Текст с неосознанным авторством
2. Во славном во Нове‑граде
Как был Садке-купец богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гуселки яровчаты;
По пирам ходил‑играл Садке.
Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестей пир
И третий не зовут на почестей пир.
По том Садке соскучился.
Ответ: Фольклорный
3. Не было ветру́, не было ветру́, –
Вдруг навянуло.
Не ждала гостей, ждала гостей, –
Вдруг наехали.
Полон дом, полон дом
Вороных коней.
Полны горницы, полны горницы
Молодых гостей.
Полны све́тлицы, полны све́тлицы
Красных девушек.
Подломилися, подломилися
Сени новые,
С частым-мелкими, с частым-мелкими
Перерубами.
Ответ: Фольклорный
4. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идём в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим».
Ответ: Текст с неосознанным авторством
5. Один мельник, умирая, оставил трём своим сыновьям мельницу, осла да кота. Братья наследство сами поделили, в суд не пошли: жадные судьи последнее отберут. Старший получил мельницу, средний – осла, а самый младший – кота. Долго не мог утешиться младший брат: жалкое наследство ему досталось.
Ответ: литературный авторский
7. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами.
Список настоящих имён писателей: Борис Бугаев, Алексей Пешков, Анна Горенко, Александр Гликберг, Надежда Лохвицкая.

8. В художественной литературе часто используется фантастический компонент, он может иметь разные формы. Так, фантастическое начало может иметь мистическую природу, когда обычное течение жизни нарушает вмешательство потусторонних сил, имеющих дьявольскую или божественную природу, и принимать форму снов, знамений, знаков и т. п. Герой часто верит в реальность происходящего с ним. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых присутствует подобный мистический компонент.
Мне, мне молиться с вами, Дона Анна!
Я не достоин участи такой.
Я не дерзну порочными устами
Мольбу святую вашу повторять –
Я только издали с благоговеньем
Смотрю на вас, когда, склонившись тихо,
Вы чёрные власы на мрамор бледный
Рассыплете – и мнится мне, что тайно
Гробницу эту ангел посетил,
В смущенном сердце я не обретаю
Тогда молений. Я дивлюсь безмолвно
И думаю – счастлив, чей хладный мрамор
Согрет её дыханием небесным
И окроплён любви её слезами…
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Наутро опять жизнь, опять волнения, мечты! Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит; выдумает войну и причину её: у него хлынут, например, народы из Африки в Европу, или устроит он новые крестовые походы и воюет, решает участь народов, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия. Или изберёт он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: «Посмотрите, посмотрите, вот идёт Обломов, наш знаменитый Илья Ильич!».
Начну с того, что князь К. был ещё не бог знает какой старик, а между тем, смотря на него, невольно приходила мысль, что он сию минуту развалится: до того он обветшал, или, лучше сказать, износился. В Мордасове об этом князе всегда рассказывались чрезвычайно странные вещи, самого фантастического содержания. Говорили даже, что старичок помешался. Всем казалось особенно странным, что помещик четырёх тысяч душ, человек с известным родством, который бы мог иметь, если б захотел, значительное влияние в губернии, живёт в своем великолепном имении уединённо, совершенным затворником. Многие знавали князя назад тому лет шесть или семь, во время его пребывания в Мордасове, и уверяли, что он тогда терпеть не мог уединения и отнюдь не был похож на затворника.
Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, – всё это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи.
9. Укажите изображение, которое соответствует месту действия, разворачивающемуся в каждом представленном отрывке. Затем запишите название произведения (без кавычек), из которого взят отрывок, и фамилию автора (если автор выпустил произведение под псевдонимом, то напишите только псевдоним).
Затолклись, захлопали, застучали другие голоса – точно развязал кто‑то мешок с живыми звонкими голосами, и они попа́дали оттуда на землю, по одному, по два, целой кучей. Это говорили ученики. И, покрывая их всех, стукаясь о деревья, о стены, падая на самого себя, загремел решительный и властный голос Петра – он клялся, что никогда не оставит учителя своего.

10. Ответы записывайте без кавычек.
Название произведения –
Фамилия (псевдоним) автора –
11. Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звёзды. Из‑под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. Левобережное Обдонье, пески, ендовы, камышистая непролазь, лес в росе – полыхали исступлённым холодным заревом. За чертой, не всходя, томилось солнце.
В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застёгивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице пробежала доить коров. На икры белых босых её ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лёг дымчатый примятый след.

12. Ответы записывайте без кавычек.
Название произведения –
Фамилия (псевдоним) автора –
13. Он был твёрдо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во‑первых, он был богат, а во‑вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но всё же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, – китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! – и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть. Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же. Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью.

14. Ответы записывайте без кавычек.
Название произведения –
Фамилия (псевдоним) автора –
15. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Андрей Белый (1880–1934)
Я
(1) Далёк твой путь: далёк, суров.
(2) Восходит серп, как острый нож.
(3) Ты видишь я. Ты слышишь – зов.
(4) Приду: скажу. И ты поймёшь.
(5) Бушует рожь. Восходит день.
(6) И ночь, как тень небытия.
(7) С тобой Она. Она, как тень.
(8) Как тень твоя. Твоя, твоя.
(9) С тобой – Твоя. Но вы одни,
(10) Ни жизнь, ни смерть: ни тень, ни свет,
(11) А только вечный бег сквозь дни.
(12) А дни летят, летят: их – нет.
(13) Приди. – Да, да: иду я в ночь.
(14) Докучный рой летящих дней!
(15) Не превозмочь, не превозмочь.
(16) О ночь, покрой кольцом теней!
(17) Уйдёшь – уснёшь. Не здесь, а – там
(18) Забудешь мир. Но будет он.
(19) И там, как здесь, отдайся снам:
(20) Ты в повтореньях отражён.
(21) Заснул – проснулся: в сон от сна.
(22) И жил во сне; и тот же сон,
(23) И мировая тишина,
(24) И бледный, бледный неба склон;
(25) И тот же день, и та же ночь;
(26) И прошлого докучный рой…
(27) Не превозмочь, не превозмочь!..
(28) Кольцом теней, о ночь, покрой!
1907 г.
Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
анапест
ямб
хорей
дактиль
16. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
перекрёстная
кольцевая
парная
нет рифмы
17. Как называется фигура речи, неоднократно использованная в стихотворении и характеризующаяся семантической избыточностью и повторами?
Ответьте одним словом в И.п., ед. ч.
18. Как называется фигура, использованная в строках 15–16 и 17–18?
аллитерация
параллелизм
инверсия
хиазм
19. Как называется троп, использованный в строке 10?
метонимия
сравнение
гипербола
антитеза
20. Укажите номер строки, в которой присутствует метафорическое сравнение со значением «месяц».


Смотрите также на сайте олимпиады: